Истинные ученые мужи ислама придерживались истины при любых обстоятельствах. Ни власть, ни деньги, ни положение в обществе не могли сломить их усердие по распространению истинного шариатского знания, даже тогда, когда их учения вступали в открытое противостояние с позицией правителей. Истинные ученые мужи ислама никогда не стремились к власти и полномочиям, наоборот, всячески избегали этого даже под угрозами и давлением. Более того, практически на протяжении всей истории ислама ученые подвергались гонениям и преследованием. Только во времена Пророка Мухаммеда (мир ему) и четырех халифов - Абу Бакра, Умара, Османа и Али (да будет Аллах доволен ими всеми) не было притеснений мусульманских ученых и инакомыслящих. Именно по этой причине этих халифов и называют праведными, по-арабски – хулефа ар-рашидун.
Вы только посмотрите на иронию судьбы, все четыре имама – основателя мазхабов подверглись гонениям со стороны государства. Те, кто их угнетал, не были неверными, захватившими их земли. Большинство из них были правителями «исламского государства», а некоторые даже носили титул халифа. Какую же цель преследовали те, в чьих руках была печать халифа, когда они притясняли, ущемляли права и сажали в тюрьму и наказывали имама Азама Абу Ханифу, имама Шафии, имама Малика и Ахмада бин Ханбаля? Ответ на этот вопрос станет очевидным, когда мы рассмотрим примеры из жизни этих четырех имамов, а для этого обратимся к истории.
Нуман бин Сабит (имам Азам Абу Ханифа):
Передается, что правитель Джафар аль-Мансур вызвал к себе Абу Ханифу с целью казнить его из-за того, что имам отказался подчиниться самодурству халифа. Правитель пытался угостить ученого отравленным молоком. Но Абу Ханифа, сославшись на то, что молоко вызывает у него боли в животе, не захотел пить. Халиф настаивал на своем. В итоге, основатель мазхаба имам Азам (великий имам) выпил это отравленное молоко и встал из-за стола. Правитель удивленно спросил: «Ты куда?» Имам молча вернулся обратно и, понимая, в чем дело, сказал: «Туда, куда ты меня отправил». Не стоит удивляться этому событию, которое описано в книге «Китабу аль-Михан», так как Абу Ханифа, значительную часть своей жизни провел под гнетом правителей. Наверно, не осталось бед и страданий, которые не испытал этот великий ученый и во времена Омеййадов, и во времена Аббасидов. Так за что же?
Правители Омеййады хотели назначить его главным кадием – шариатским судьей, и тем самым, в каком-то смысле, переложить на него часть той несправедливости, которую они совершали. Абу Ханифа, который понял истинный смысл предложения наместника Ирака Умара бин Хубайра, не принял его и поэтому был арестован и высечен кнутами. Настолько много его били, что палач, который это делал, в конце концов взбунтовался и сказал: «Хватит уже!»
Когда к власти пришли Аббасиды, имам Азам было обрадовался. Он думал, что истина наконец-то нашла свое место и пришел конец гнету Омеййадов. Но, к сожалению, это продолжалось недолго. Отравленные властью, Аббасиды продолжили политику предшественников. Они повсеместно начали преследовать ученых и аскетов. Правитель захотел приблизить к себе Абу Ханифу и прислал ему подарки. Но великий имам не принял подарки, которые были приобретены на государственные деньги, он посчитал это противозаконным. Такое поведение ученого сильно возмутило правителя Абу Джафара аль-Мансура. И имам вновь был отправлен в тюрьму. Основанием для этого стал отказ выдачи фетвы на убийство граждан, поднявших восстание в Мосуле.
Великий мыслитель ислама и основатель ханафитского мазхаба Абу Ханифа не был причастен к тирании Омеййадов и не подчинился давлению Аббасидов, за это заплатил своей свободой и жизнью. Те, кто угнетал его, считали себя настоящими правителями и халифами мусульман, но при этом не видели ничего плохого в притеснении и нанесении страданий столь великому ученому. Абу Ханифа оставил после себя множество трудов, стал примером для миллионов. А что оставили после себя те, кто его притеснял?
Мухаммад бин Идрис (Имам Шафии):
Знал ли имам Шафии, когда, оставляя родительский дом в залог, он отправился в Йемен, что в месте назначения его поджидает политическая интрига? Он получал уроки от самого имама Малика, а после его кончины поехал в Мекку. Решение выйти в путь он принял после того, как наместник Хиджаза попросил его об этом. Имам Шафии одновременно с государственной службой занимался наукой. До тех пор, пока не столкнулся с политическими интригами.
Наместник, который не мог полностью контролировать имама Шафии, начал плести против него интриги. В то время большим преступлением, приравниваемым к государственной измене, считалась причастность к шиизму или алевизму. Наместник, сначала (если говорить современным языком) завел уголовное дело и оформил девять человек как алевитов, которые собирались поднять антиправительственное восстание. Затем он отправил письмо халифу Харуну Рашиду, где написал, что имам Шафии опаснее, чем те девять человек, которые готовили восстание, потому что проводил проповеди, собирал народ.
Этот план сработал. Те девять человек были казнены. Собирались казнить и имама Шафии, но в самый последний момент решение изменили. Он сидел в тюрьмах Ракки и Багдада, и, пока его не отправили в Мекку, находился под подпиской о невыезде. В это тяжелое время посещал уроки известного ученого того времени Мухаммада Шайбани.
Помимо этого всего имам Шафии испытал на себе реакцию фанатиков, когда вел научные дискуссии об имаме Малике, у которого сам учился. Ученые страдали не только от правителей, но и от джахилей – невежд. А самое страшное, когда они объединялись и вершили угнетения сообща. В результате наместник приказал имаму в течении трех дней покинуть Шам. Но судьба была благосклонной к имаму. Позднее халиф Мамун предложил ему стать кадием – судьей. Однако имам Шафии, подняв руки, сделал такое дуа: «О, Аллах! Если это будет полезным для моей религии, мирской жизни и ахирата, то пусть я стану кадием, если же нет, то забери мою душу». Через три дня Имам Шафии умер. Всевышний Аллах защитил его чистую душу от грязи политических интриг и фитны мирских привилегий.
Продолжение следует
Ринат Габбасов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.