Какое отношение имеет прославленный по всему миру Тадж-Махал к Тамерлану? Чем между собой связаны персидские ковры и турецкая плитка? Оказывается, даже у таких несовместимых, казалось бы, вещей есть общие черты, о которых мы и поговорим сегодня.
К началу XIV века ислам распространился далеко на восток вплоть до Индии, а исламские правители укрепили свою власть, основав процветающие города и развив торговлю декоративно-прикладным искусством вдоль всего Шёлкового пути. Это был очень непростой период, когда за власть боролись конкурирующие империи, а культуры разных народов пересекались и образовывали нечто доселе невиданное.
На самых ранних этапах Османское государство представляло собой небольшую группу, которая образовалась в результате распада Анатолийского Сельджукского султаната. Однако в 1453 году османы смогли установить господство над великой византийской столицей Константинополем, а в 1517 году разгромили мамлюков и взяли под свой контроль самое могущественное на тот момент государство в исламском мире.
Вершина культурного и экономического процветания Османской империи приходится на период правления Сулеймана Великолепного (1520-1566). Это время часто историками и исследователями именуется «Золотым веком». Наряду с масштабными архитектурными проектами этого периода особого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство, в том числе керамика, особенно изразцы. Плитки изника, получившие своё название в честь города в Анатолии, где они были произведены, представляли собой результат разработанного фирменного стиля, который включал в себя изображение вьющихся виноградных лоз и цветов, выполненных в оттенках синего и бирюзового цветов. Эти узоры были основаны на бело-голубых цветочных узорах, найденных в китайском фарфоре. Исследователи проводят параллель с более ранними мамлюкскими плитками и образцами тимуридского искусства на востоке. Также развивались и другие художественные центры, такие как Бурса, известная шёлком, и Каир, славившийся коврами.
Архитектура этого периода, как священная, так и светская, включает в себя различные формы декоративного украшения, начиная от ослепительной голубой плитки и монументальной каллиграфии, украшающей стены дворца Топкапы (начало 1459 года), до ковров, покрывающих полы мечети Сулеймание (1550-1558).
Сама архитектура Османской мечети отличается использованием куполов, широко распространённых ранее в Византии, и возвышающихся минаретов. Византийское влияние исходит в первую очередь от Собора Святой Софии, бывшей церкви, которая была преобразована в мечеть.
Создав обширную империю, Тимур решил обратить внимание на развитие монументальной архитектуры, стремясь превратить Самарканд в «жемчужину мира». Поскольку столица была расположена на главном перекрёстке Великого Шёлкового пути (важнейшего торгового пути, связывающего Ближний Восток, Центральную Азию и Китай), тимуриды собрали под своим крылом множество ремесленников, следующих различным художественным традициям. В результате тимуридское искусство соединило в себе эстетические принципы далёкого Индостана и дизайнерские решения земель, лежащих между тимуридской империей и Индией. Наглядные примеры такого синтеза можно увидеть у зданий, в украшении которых использовались луковичные купола и тончайшая керамическая плитка.
Хотя сама династия Тимуридов была недолговечной, её наследие сохранилось не только в величественной архитектуре, которую она оставила после себя, но и в её потомках, которые впоследствии сыграли значительную роль в Османской, Сефевидской и Могольской империях.
Искусство освещения рукописей высоко ценилось при сефевидских дворах. Пожалуй, наиболее примечательной из них является «Шахнаме» (или «Книга царей» – сборник рассказов о более ранних правителях Ирана) 1520-х годов. Хотя живопись в этом контексте не имела такой же выдающейся и давней традиции, как в западном искусстве, иллюстрации демонстрируют высокое мастерство и невероятное внимание к деталям.
Производство ковров, пожалуй, была одним из основных направлений торговли, и даже сегодня люди высоко ценят персидские ковры. Самая известная пара ковров – это ковры Ардебиля, созданные в 1539-1540 годах. Ковры были почти одинаковыми, идеально симметричными и огромными. Каждый дюйм пространства был заполнен цветами, вьющимися лозами и медальонами.
Шах Аббас перенёс столицу империи в Исфахан, где построил великолепный новый город и основал государственные текстильные мастерские, которые, наряду с шёлком и другими товарами, всё чаще стали экспортировать свою продукцию в Европу.
В архитектуре мечети использовались более ранние персидские элементы, такие как четырехъярусный план и строительные материалы из кирпича и глазурованной плитки, напоминающие архитектуру тимуридов с её синими и зелёными куполами и луковицами. Даже в таких отдалённых землях связи между этими династиями в искусстве очевидны.
Хотя ислам попал в Индию задолго до моголов, именно этой династии принадлежит авторство некоторых величайших произведений искусства, созданных в канонах как индийского, так и исламского искусства.
Империя достигла своего успеха, когда Бабур пришёл в Индостан и разгромил существующий Исламский султанат в Дели.
Моголы, оглядываясь на своих предков в Центральной Азии и находясь под сильным влиянием персидской эстетики, стремились создавать уникальные образцы искусства, музыки и поэзии. Это можно заметить не только по стилю, но и по тому значению, которое придаётся миниатюрным картинам, написанным специально для иллюстрации рукописей.
Самым грандиозным из них была «Акбарнама», созданная для описания завоеваний Акбара, считавшегося величайшим императором Великих Моголов. Искусство и архитектура в годы его правления, представляют собой органичный синтез местной индийской храмовой архитектуры с дизайнерскими элементами, пришедшими из более западных исламских империй.
Моголы разработали уникальный архитектурный стиль, который после окончания правления Акбара стал включать в себя использование зубчатых арок и стилизованных цветочных узоров из белого мрамора. Самый известный пример – Тадж-Махал, построенный Шахом Джаханом в 1632-1653 годах.
Династия Великих Моголов оставила неизгладимый след на индийском ландшафте, находясь у власти до тех пор, пока британцы не завершили свое завоевание Индии в XIX веке.
Хотя историки в целом согласны с тем, что основные исламские династии распались в XIX – начале XX века, тем не менее исламское искусство и культура продолжают процветать и по сей день.