Упоминания о Зуль-Карнайне в Коране и средневековых арабских источниках

Известно, что в Коране, в суре «Пещера» много внимания уделено такой исторической личности как Зуль-Карнайн. Зуль-Карнайн в переводе с арабского означает «обладающий двумя рогами». Точное толкование имени Зуль-Карнайн неизвестно. Одни называют «рогами солнца» восток и запад, другие объясняют это тем, что он владел Румом и Персией, третьи - наличием на его лбу небольших рогов. 

Согласно некоторым преданиям, имя Зуль-Карнайна было Искандер, из-за чего его нередко отождествляют  с Александром Македонским, который к тому же изображался на монетах человеком с  двумя рогами. Все комментаторы сходятся в том, что он был великим царём, предполагая, что им могли быть и другие цари древности. Некоторые историки - Куртуби, ат-Табари, Ибн Асир утверждали, что Зуль-Карнайн жил во времена Пророка Ибрахима (Авраама), мир ему и даже совершил вместе с ним паломничество в Мекку.

Следует заметить, что Зуль-Карнайн упоминается не только в Коране, но и в предыдущем небесном писании – в Торе. Связь между двумя этими источниками заключается в том, что согласно хадисам, повествующим о ниспослании 83 аята суры Пещера ("Они спрашивают тебя о Зуль-Карнайне"), этот вопрос задали Посланнику Аллаха (мир ему) иудеи или курайшиты, подстрекаемые иудеями. Этим вопросом иудеи хотели поставить Посланника Аллаха в затруднительное положение, чтобы у людей появились сомнения в его пророческой миссии. Таким образом, нет сомнений в том, что Зуль-Карнайн, о котором повествуется в Священном Коране, является тем самым Зуль-Карнайном (обладателем двух рогов), о котором говорится в Торе. Особенности, которыми описан он в двух небесных писаниях, во многом совпадают.

Сегодня традиционная историческая наука подвергается переосмыслению, и  Коран, как бесспорный исторический источник, помогает  историкам в этом процессе.  Самое интересное, что после жизни Пророка (мир ему) в средние века сведения, изложенные в священной книге мусульман, получили свое дальнейшее подтверждение. Существуют средневековые арабские источники, которые признаются всем современным научным миром, как неопровержимые. Обратимся же к дальнейшей истории вопроса, изложенной в арабских источниках - примерно в 844-846 гг. от Р. X. владевший 30 языками книжник Салам ат-Тарджеман (Толмач) по поручению багдадского халифа Васика отправился в долгое путешествие на Восток. Дело в том, что халиф увидел сон, будто в построенной Зуль-Карнайном стене образовался проход. Поскольку стена эта была возведена, чтобы надежно запереть до скончания веков злые, агрессивные и многочисленные народы Гог и Магог (Яджудж и Маджудж), халиф не на шутку встревожился и повелел Саламу срочно отправиться к стене, чтобы проверить как с ней обстоят дела, и есть ли угроза вторжения.

Салам получил охрану из полусотни воинов, крупную сумму на расходы и пустился в путь. Миновав царство аланов (предков нынешних осетин) и Хазарию, Салам 26 дней ехал по необитаемым местам, десять дней - по некоей местности, «где почва была черная и источала отвратительное зловоние», а потом еще двадцать дней - «по местности, где все селения были разрушены. Нам сказали, что это остатки поселений, которые подверглись нападению Гога и Магога и были совершенно ими опустошены».

И наконец посланец халифа достиг «укрепленных районов поблизости от горных цепей, на одной из которых находится стена. Там мы нашли людей, говорящих на арабском и персидском языках. Они мусульмане, читают Коран, и у них есть школы и мечети».

Еще через три дня отряд достиг стены: «Это стена Гога и Магога. Там находится ущелье, достигающее 150 локтей в ширину, через которое некогда проходили эти племена, совершая опустошительные набеги на страну, пока Зуль-Карнайн не закрыл его».

Дальше в тексте путешественника нечто интересное - следует подробное описание стены. Переводчик и комментатор произведения отчего-то посчитали нужным его выбросить. Осталась лишь одна-единственная фраза Толмача: «Общий вид этого сооружения весьма необычен благодаря чередованию желтых слоев меди и темных слоев железа, пересеченных почти повсюду поперечными полосами» (одну такую металлическую полосу Салам вынул и привез халифу).

Где путешествовал Салам Толмач, в подлинности записок которого ученый мир, повторяю, не сомневается?

Поначалу находились исследователи, которые считали, что Толмач видел эту загадочную стену где-то в Сибири - либо в бассейне Оби, либо у реки Иртыш на юго-западном Алтае. Выдвигались и другие версии: Урал, Тянь-Шань, «несколько восточнее Сыр-Дарьи».

Однако потом возобладала «правильная» точка зрения, исходящая из того, что дикой Сибири такого укрепления «не полагается». Решено было считать, что Салам видел Великую Китайскую стену, по принципу - «А что же еще он мог видеть?»

Между тем описание города, населенного мусульманами, этому решительно противоречит. Как и описание самой стены, ничуть не похожей на Великую Китайскую. Благо в тексте есть точные ориентиры. «Зловонные земли» - это, несомненно, заболоченные районы к северу от Каспийского и Аральского морей, о которых рассказывали и другие путешественники, посещавшие те места. «Местность, где все селения разрушены» -это, с огромной долей вероятности, земли западных уйгуров, подвергшиеся опустошительному нашествию Кыргызского каганата. Где же здесь китайцы и при чем тут они? Стена из меди и железа, замыкающая горный проход шириной в 150 локтей, ничуть не похожа на Великую Китайскую! И почему публикатор текста, известный немецкий географ Хенниг, опустил самое интересное - подробное описание стены? Зададимся вопросом, почему? Неужели хотел что-то скрыть...

Продолжение следует.

Социальные комментарии Cackle