Казалось бы, что может быть общего между исламом и этой маленькой прибалтийской страной? На самом деле между Эстонией и исламским миром прослеживается очень давняя связь. Именно мусульмане первыми отметили эстонские земли на карте мира.
Арабский географ Мухаммад аль-Идриси, полное имя которого Абу Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад аль-Идриси (1110-1166), совершил путешествие по Западной Европе, Северной Африке и Малой Азии. От имени короля Сицилии Роджера II он составил карту мира с комментариями по географии и истории указанных на них стран. Этот труд стал известен как «аль-Китаб ар-Руджжари» или «Книга Роджера». В ней автор также указал информацию об Эстонии и Таллине (прежние названия Колывань/Колуван, Ревель).
В описание карты сказано: «Анхель - красивый, впечатляющий и процветающий город. Он принадлежит земле Астланда. К городам Астланды относится также город Колуван. Это маленький город вроде большой крепости. Жители его землепашцы, и их доход скуден, но у них много скота. Это в шести днях пути к юго-востоку от города Анхеля. И в пятидесяти милях от города Анхеля, если идти по прибрежной дороге, находится устье реки Берну».
Земли Астланды — это Эстония, Колуван - Таллин, река Берну - река Пярну, а под городом Анхель имеется в виду современный эстонский городок Ханила.
Исторически ислам пришел в Эстонию благодаря татарам, чьи предки - волжские булгары - приняли ислам еще в 922 году. Известно, что во время Ливонской войны (1558–1583) много служилых татар из Касимовского, бывшего Казанского и Астраханского ханств были вынуждены сражаться в русских войсках, в том числе на территории современной Эстонии.
Татары нередко переходили на сторону Швеции, которая владела этими территориями. Позже часть из них получила земли в прибрежных районах Эстонии, где они вскоре ассимилировались, смешавшись с местным населением.
Первое крупное исламское сообщество здесь возникло после окончания долгой Северной войны (1700-1721) между Россией и Швецией. В результате мирного договора в 1721 году к Российской империи были присоединены Эстония и Ливония. В рядах русской армии воевали татары-мусульмане, некоторые из которых остались тут служить.
Военная служба в те времена составляла целых 25 лет. Многие привозили с собой семьи, а после увольнения с военной службы оставались здесь жить на совсем. Таким образом в Эстонии, прежде всего в Таллине (тогда он назывался Ревель), стали стабильно жить мусульмане. И именно военные татары-мусульмане заложили основу для первой мусульманской общины в Эстонии.
После завершения Северной войны татары стали приобретать земельные участки под застройку жилых домов. Они старались селиться компактно, это место жители Таллинна стали называть татарским кварталом. Первоначально, в 18 веке, в этом районе находились казармы татарского гарнизона. А центральная улица слободы, на которой находились казармы, получила название Татари (Татарская улица).
Это название сохранилось и по сей день. Наличием собственной именной улицы в Таллине не могут похвастаться ни датчане, ни шведы, ни немцы. Хотя они внесли большой вклад в создание и развитие города. Зато вправе это сделать татары - у них есть своя улица, на самом деле их даже две - Татари и Уус-Татари.
Сейчас это место так и называется - микрорайон Татари, и находится оно в центральном районе города. Уже к концу 19 века он превратился в один из престижных районов города. Сейчас в микрорайоне Татари селятся зажиточные горожане, а также тут расположены такие важные объекты как Эстонская академия музыки и театра, кинотеатр “Космос” и посольство США в Эстонии.
Продолжение: Мусульмане Эстонии: как татарских торговцев ошибочно принимали за цыган
Мухсин Нурулла