Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
В татарских мечетях после коллективных намазов верующие и имам обмениваются рукопожатиями часто добавляя дуа «Да примет Аллах вашу молитву». Эта традиция, основанная на шариате, укрепляет братские узы и любовь между мусульманами, отражая исламские ценности единства и мира. В татарской культуре это явление приобрело особую значимость, подчеркивая единение и общинный дух.
Рукопожатие после молитвы — это действие, предписанное шариатом и являющееся сунной пророка Мухаммада ﷺ. Оно усиливает любовь и братство среди мусульман, что подтверждается хадисами:
• Хадис от Язида ибн аль-Асуада (р.а.)
«Он совершил утреннюю молитву с Пророком ﷺ, после чего люди стали прикасаться к его руке и протирать ею свои лица. Я взял его руку и протер ею свое лицо, найдя ее прохладнее снега и благоухающей лучше миска» (Ахмад). Этот хадис прямо указывает на рукопожатие после молитвы.
• Хадис от аль-Бара ибн Азиба (р.а.)
«Совершенство приветствия — это рукопожатие» (Бухари).
• Хадис от Анаса ибн Малика (р.а.): Абу аль-Хаттаб Катад спросил Анаса: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники Посланника Аллаха ﷺ?» Анас ответил: «Да» (Бухари).
• Хадис о йеменцах: «Когда прибыла делегация из Йемена, Пророк ﷺ сказал: «Вот к вам приехали йеменцы, от них к нам пришло рукопожатие» (Абу Дауд, Бухари).
• Хадис от аль-Бара ибн Азиба (р.а.): «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, Аллах простит их даже до того, как они разойдутся» (Абу Дауд).
Первые два хадиса касаются рукопожатия после молитвы, остальные подчеркивают его общую ценность. Этот акт символизирует братство, гармонию и духовное единение.
Следуем Сунне: рукопожатие, стирающее наши грехи
Фото: pikcha/ shutterstock.com
Ученые ислама подтверждают законность и достоинство рукопожатия после молитвы:
• Имам ат-Тахауи аль-Ханафи: «Рукопожатие (мусафаха) является сунной после молитвы и при встрече» (Комментарии к «Мараки аль-фалях»).
• Шейх Абдулгани ан-Наблуси аль-Ханафи: «Она (мусафаха) относится к общей сунне» (Шарх ат-тарика аль-Мухаммадия, 2/150).
• Шейх Иззуддин ибн Абдусалям аш-Шафии: «Она относится к дозволенным бид’а».
• Имам ан-Науави аш-Шафии: «Это дозволенная бид’а».
Эти мнения подчеркивают, что рукопожатие — это либо сунна, либо дозволенное нововведение, не противоречащее шариату.
В татарских мечетях рукопожатие проходит наиболее массово после пятничной молитвы, когда собирается много верующих. После намаза верующие сначала пожимают руки имама, а затем руки других верующих, часто добавляя дуа «Да примет Аллах вашу молитву». Эта практика создает атмосферу тепла и братства, укрепляя общинный дух.
Садака пятницы: Поможем вместе: колясочнику необходим лестничный подъёмник
Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
Традиция рукопожатий отражает уважение к ближнему. В мечетях она становится искренним выражением доброжелательности и единства.
Рукопожатие способствует знакомству мусульман, связывает их сердца и помогает преодолеть социальные барьеры. В татарских мечетях, где собираются люди разных возрастов, профессий и социальных слоев, оно воспитывает молодежь в духе уважения и укрепляет общинные связи.
Традиция рукопожатия после намаза — это символ единства, мира и братства, основанный на сунне Пророка ﷺ.
Подтвержденная хадисами и учеными, она усиливает любовь между мусульманами и гармонично вписывается в татарскую культуру. В современном мире эта практика сохраняет духовную и социальную ценность, напоминая о важности личного общения и общинного духа.
Исламский этикет: рукопожатие и приветствие
Фото: ASDF_MEDIA/ shutterstock.com
Мухсин Нурулла