Аль-Фараби: философ, математик и врач

Полное имя ученого внесшего свой вклад в развитие сразу нескольких наук звучало как Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби. Родился он в местности именуемом Фараб (современный Отрар, Южный Казахстан) предположительно в 872 году (Существует несколько мнений относительно даты рождения, некоторые считают, что он родился в 870, некоторые склонны считать, что в 874).

Получив начальное образование у себя на родине, в поиске за знаниями он успел побывать в Ташкенте, Бухаре и Самарканде. Высшее образование Фараби смог получить в Багдаде, куда он попал в период правления халифа Муктадира. Среди его учителей были Юханна ибн Хайлан и Абу Бишр Матта, оказавшие на Фараби весьма сильное влияние и задавшие по сути направление дальнейшего развития будущего ученого. Изучавший труды древних философов, Фараби на время уехал в Харран, а по возвращению в Багдад стал плотно заниматься изучением трудов Платона, Эвклида и в особенности Аристотеля. Позже, получив известность, Фараби перебирается в Дамаск, где получает покровительство от халебского правителя Сайфи-Даула Али Хамдани. Фараби скончался в Дамаске в 950 году.

Он оставил себя богатое наследие в виде научных трудов (около 70 книг), часть которых была посвящена философии и логике.

Изучив политические и этические идеи Платона, Аристотеля и прочих древнегреческих философов, Фараби разработал свою теорию общественного строя. По его мнению, города делятся на «добродетельные» и «невежественные». Во главе добродетельных городов находятся правители-философы, которые являются предводителями общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Жетели невежественных городов не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, уделяя внимание лишь телесному здоровью, мирским наслаждениям и тленным богатствам.

Он распределил науки по классам, которые в его понимании должны были распределятся следующим образом: филология, математика, современные науки, физика и метафизика.

Другим его трудом стала «Большая книга о музыке», которая превратилась в ценнейший источник, дающий полноценные сведения о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение.

Наряду с изучением музыки и ритма Фараби занимался изучением звука с точки зрения физики, и проводя эксперименты определял длину звуковых волн.

Занимаясь математикой он написал «Руководство по геометрическим построениям», а результаты его трудов в области астрономии нашли отражение в «Трактате о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд». 

Не обошел вниманием Фараби и медицину и фармацевтику, классифицировав болезни и лекарственные средства, он описал, методы профилактик для сохранения здоровья.

Фараби воспитал целую плеяду учеников, среди которых Яхья ибн Ади, Ибрагим ибн Ади и др.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle