Пожалуй, не найдётся такого человека, который бы оспаривал вклад женщины в развитие Ислама, совершенствовании нравственных качеств всей нации. Однако, вопрос о месте женщины в исламском обществе выходит на первый план лишь во второй половине XIX века, когда появляются проблемы внутри самих сообществ.
- Как только началось сравнение с европейскими достижениями, то встал и вопрос об эмансипации женщин. Сейчас эта проблема вновь вызывает интерес, - уверена кандидат филологических наук Алсу Хаасавнех. – При этом ещё добавляется поиск роли современной мусульманки, положение женщины в целом и её статус в Исламе.
На первый план резко выходят такие аспекты общественной жизни, как проблемы семейно-брачных отношений, воспитание детей и роли в нём женщины-матери, необходимость женского образования. Эти вопросы активно стали появляться на страницах периодической печати, в том числе и национальной. Выходят сборники «Матери нации», «Женщины и Ислам». Редакция газеты «Тарджеман», подчеркивая важность, отмечала, что «женский вопрос — это самый важный».
- Стоит подчеркнуть, что на рубеже XIX – XX веков Волго-Уральский регион не находился в изоляции от остального мусульманского мира. Соответственно развитие шло под влияние Средней Азии, Ближнего Востока и арабского мира. Выход из кризиса учёные того времени видели в реформе образовательной системы через европейскую модель. Именно тогда и встала остро необходимость предоставления более широких прав и свобод женщинам. Причём для татарских женщин XVIII-XIX веков была характерна высокая степень грамотности. Образование девушки получали в собственных семьях – у отцов или братьев; владели восточными языками, обучались каллиграфии.
В это время в общественном сознании укореняется мысль, что без решения вопросов образования женщин, их культурного уровня невозможно осуществлять их приобщение к знаниям, миру культуры и искусства. Ведь именно женщина является матерью нации, она воспитывает и даёт начальное образование детям. Однако долго время в понимании и разрешении такого непростого вопроса не было единения.
В ряду тех, кто поддерживал просвещение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры, был известный общественный и религиозный деятель и мыслитель России Ризаетдин Фахретдин. Большую половину своих работ по воспитанию он посвятил именно женскому вопросу, где поднимал такие проблемы, как освобождение и равноправие женщины в обществе и семье (повести «Салима, или Невинность», «Асма, или Проступок или наказание»).
Именно Фахретдин первый выступил в защиту прав женщин с позиции просветителя. Ему предстоял непростой путь преодоления укоренившихся в обществе стереотипов. На страницах популярного в мусульманском сообществе журнала «Шура» просветитель опубликовал порядка 77 статей, посвящённых изучению различных аспектов этой темы. К примеру, «Воспитанная мать», «Воспитанная жена», «Семья», «Наставление № 2», специально составленное для девочек, «Наставление № 3» для тех, кто готовится вступить в брак. Кроме того, около 50 хадисов из 344 в книге «Комментарии на свод изречений Пророка» так или иначе затрагивали вопросы женщин, воспитания и семьи.
Особое место занимает труд «Машхур хатынлар» («Знаменитые женщины»), который был посвящён дочери Зайнаб. Сам автор назвал эту книгу «сборником биографий женщин, сослуживших большую или малую службу нашей нации своими знаниями или же богатством». Вышла она впервые в 1903 году в Оренбурге в объёме 448 страниц. Здесь было упомянуто более 700 женщин Поволжья, Сибири, Средней Азии, Ближнего и Дальнего Востока, мусульманской Испании, начиная с Хаввы и заканчивая современницами самого Фахретдина.
- Сам текст разделён на тематические блоки: правительницы древних государств, матери и жёны пророков, передатчицы хадисов, жёны-шехи, святые женщины в Исламе, мусульманки-жёны правоверных, проповедницы, прославленные правительницы Востока, писательницы и поэтессы, женщины-меценаты, ораторши, преподавательницы, врачи, каллиграфы и т.д.
Характерно, что автор приводит подробное жизнеописание мусульманок древнего Булгара, Сарая, Казани, рассказывает о жизни паломницы, богатырш и многодетных матерей. Конечно, особое место занимают жизнеописания мусульманок из ближнего окружения Пророка (мир ему и благословения Всевышнего). Его перу также принадлежит статья о супруге правителя великих моголов.
В труде «Машхур хатынлар» женский вопрос возводится в ранг государственной политики. Ризаетдин Фахретдин был уверен, что именно внимание к прекрасной половине является одним из основных способов нравственного возрождения народа, его дальнейшего сохранения. «Если женщины будут почитаемы, воспитываемы по правилам, то станут обладательницами различных достоинств и знаний.
У нации, у которой воспитанные женщины, и дети будут знающими, высоконравственными, любящими добродетель, стремящимися к прогрессу, готовыми к самопожертвованию во имя единства и общественных интересов, служителями науки, в любых своих делах активными, смелыми и усердными. Эти вещи есть дух нации».
Фахретдин был полностью уверен, что со временем, после решения вопроса о женском образовании, мы получим женщин, способных не только накрывать на стол и обсуждать наряды, но и тех, кто будет разбираться в тонкостях педагогики, ведения домашнего хозяйства и управления; придут те, кто создаст ряд книг по методике обучения, основам воспитания и станет у истоков возрождения духовной нравственности.
«Если хотите стремиться к прогрессу нации и надеетесь довести свет веры вплоть до самых маленьких подземных комнат, учите дочерей. Пусть ваши дочери учатся в школах. Готовьте матерей нации. После того как будут матери, будут и сыновья».
Ильмира Гафиятуллина, Казань