Астрахань: почему татары имели особые привилегии в торговле?

Астрахань в XVII веке. Гравюра 1682 года (Фото: wikipedia.org).

Астрахань в XVII веке. Гравюра 1682 года (Фото: wikipedia.org).

Расширение торговли между Россией и Средней Азией было одним из важнейших направлений петровской эпохи. До начала XVIII века торговля между европейской Россией и Средней Азией велась в основном через город Астрахань.

После русского завоевания Астрахани в 1556 году московские власти стремились сохранить местные торговые связи со Средней Азией.

Торговля между Средней Азией и Астраханью поддерживалась в основном морским транспортом, между Астраханью и портами на полуострове Мангышлак, а оттуда караванами до Хорезма и Бухары.

Английский путешественник Энтони Дженкинсон, посетивший Астрахань в 1558 году, очень скоро после русского завоевания, заметил, что междугородняя торговля там была минимальной.

Энтони Дженкинсон (Фото: azerhistory.com).

Энтони Дженкинсон (Фото: azerhistory.com).

Однако этот период экономического спада был недолгим. Еще в 1557 и 1558 годах правители Хорезма и Самарканда направили посольства к Ивану IV для получения торговых прав для своих купцов, а в 1567 и 1569 годах царь Иван IV заключил торговые договоры с самой Бухарой.

Иван IV (Фото: uzb.rs.gov.ru).

Иван IV (Фото: uzb.rs.gov.ru).

В период правления Бориса Годунова (1598-1605) в Астрахани находились колонии иностранных купцов, а на полуостров Мангышлак ходили русские корабли.

Борис Годунов (Фото: russian.rt.com).

Борис Годунов (Фото: russian.rt.com).

В русских источниках 1616 года упоминаются купцы и ремесленники из Бухары, Ургенча и Кашана, проживавшие в Бухарском дворе Астрахани, в том числе более 10 лет.

Некоторым из этих купцов была предоставлена привилегия торговли в Казани, а также они сопровождали посольства среднеазиатских ханств, возвращавшихся из Казани и Уфы.

Это интересно! Читайте также: Бухарские общины в Российской империи

К числу таких купцов Астрахани относились выходцы из Средней Азии, которые упоминаются в русских источниках как «тезики» (то есть таджики), «бухарцы» и «юргенцы», а также персидские купцы из Шемахи, Баку и Дербента.

В то время все эти купцы имели право беспрепятственно приезжать в Астрахань, а ко времени правления царя Михаила Федоровича (1613-1645) в городе, где проживали иностранные купцы, было два «тезичих двора».

Михаил Федорович Романов (Фото: russian.rt.com).

Михаил Федорович Романов (Фото: russian.rt.com).

Это были Бухарский двор для жителей Средней Азии и Гилянский двор для персов. Был также третий двор, населенный индуистскими купцами и их мусульманскими потомками, известными как агрыжанские татары.

Эти общины в Астрахани, так называемые гилянские татары, бухарские татары и агрыжанские татары, имели особые привилегии в торговле, предоставленные им со стороны Русского государства.

Бухарец. Из книги Августа Валена,1843 год (Фото: wikipedia.org).

Бухарец. Из книги Августа Валена,1843 год (Фото: wikipedia.org).

В этом плане они были схожи с сибирскими бухарцами. Они утратили свой повышенный статус сословия лишь в 1836 году, всего через два года после того, как своего статуса лишились сибирские бухарцы.

Согласно словам одного немецкого путешественника, побывавшего в Астрахани в 1771 году, Бухарский двор образовывал самую большую общину, численностью 374 жителя, Гилянский двор насчитывал 178 человек, а Агыржанский двор – 105 человек.

Среди бухарцев также было 25 семей, или 79 человек, которые жили как кочевники среди юртовских татар. Однако к середине XIX века сунниты, то есть бухарские и агыржанские татары, в значительной степени ассимилировались среди казанско-татарской общины города.

Находчивость астраханских бухарцев сделала их полезными для российских властей, причем иногда это на самом высоком государственном уровне.

Город Астрахань в начале XVII столетия. Мужчина в терлике и шапке мурмолке (Фото wikipedia.org).

Город Астрахань в начале XVII столетия. Мужчина в терлике и шапке мурмолке (Фото wikipedia.org).

Ярким примером является карьера Махмета Исупа Касимова (по русским документам), который был жителем Астраханского Бухарского двора и дважды оказывал образцовую услугу российским властям.

В 1666 и 1667 годах, находясь в персидском городе Шемаха, он помог двум православным патриархам, Паисию Александрийскому и Макарию Антиохийскому, которых Патриарх Никон пригласил в Москву, сопровождая их из Шемахи в Астрахань.

В награду за эти заслуги царь Алексей Михайлович вручил Касимову и его брату особую грамоту от 13 июня 1667 года, разрешавшую им беспошлинную торговлю в Астрахани и Москве сроком на пять лет товарами на 500 рублей.

В 1675 году царь Алексей назначил Касимова послом и поручил ему отвести письмо к Аурангзибу, монгольскому императору в Индии.

Астрахань. Черная мечеть. Считалась соборной мечетью Бухарского двора (Фото wikipedia.org).

Астрахань. Черная мечеть. Считалась соборной мечетью Бухарского двора (Фото wikipedia.org).

Таким образом, до петровских преобразований Астрахань являлась главным торговым центром на востоке Русского государства. Важную роль в этом играли торговые дворы, состоявшие из восточных купцов. Русское государство предоставило им особые привилегии, которые действовали вплоть до 1830-х годов.

Трабзон – место смешения разных народов и культур
Трабзон, также известный как Трапезунд, в более древние времена имел название Трапезус. Сейчас этот город является столицей одноименной провинции Трабзон на северо-востоке Турции. С одной стороны его окружает Черное море, а с другой – высокие хребты Понтийских гор.
29.07.2021
507
Социальные комментарии Cackle