Имам аш-Шафии (р.а.) родился в 150 году хиджры (769 году нашей эры), в год, когда скончался великий имам Абу Ханифа (р.а.). По воле судьбы имам аш-Шафии (р.а.) не встретился с имамом Абу Ханифой (р.а.) при жизни, однако он встретил двух других великих имамов суннитского ислама – имама Малика (р.а.) и имама Ханбала (р.а.), и это было не просто знакомство.
Изначально имам учился фикху у Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани (р.а.), ученика Абу Ханифы (р.а.). Кроме того, имам аш-Шафии (р.а.) долгое время являлся прямым учеником имама Малика (р.а.) и обучался у него хадисам.
Имам Ахмад ибн Ханбал (р.а.), в свою очередь, брал уроки у учеников имама аш-Шафии (р.а.). Имам Ахмад ибн Ханбал (р.а.) высказал мнение, что если бы не имам аш-Шафии (р.а.), то сам он остался бы необразованным в области хадисов в соответствии с правилами фикха. Мазхаб имама аш-Шафии (р.а.) в основном получил известность и стал распространяться в XI веке благодаря политике визиря Низама аль Мулька.
Полное имя великого мусульманского ученого аш-Шафии (р.а.) было Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн аш-Шафии. Он происходил из племени курайшитов, а его предки – из рода Абд Манафа ибн Кусая аль-Курайши (р.а.), прапрадеда пророка Мухаммада (с.а.с.). Прапрапрадедушка и отец прапрапрадедушки имама были сподвижниками посланника Аллаха (с.а.с.).
Его прапрапрапрадедушка Саиб ибн Убайда (р.а.) сражался против мусульман в битве при Бадре и был пленен. Во время плена ислам проник в сердце Саиба (р.а.), но он не сразу публично озвучил свое свидетельство веры. Только когда члены племени Саиба (р.а.) заплатили за него выкуп и освободили его из плена, он провозгласил, что стал мусульманином.
Когда его спросили о причине его решения, Саиб (р.а.) ответил, что хочет принести пользу мусульманам в качестве выкупа.
По мнению большинства историков, отец имама аш-Шафии (р.а.) перебрался в Газу в Палестине, где и родился будущий ученый.
Когда аш-Шафии (р.а.) еще был маленьким ребенком, его отец умер. Его мать вернулась в Мекку, когда имам аш-Шафии (р.а.) был еще очень молод. Он рос, наблюдая за тем, как многочисленные ученые преподают в стенах Заповедной мечети, и уже с раннего возраста посещал их занятия.
Когда имаму аш-Шафии (р.а.) было 7 лет, он выучил наизусть весь Священный Коран. К 10 годам он выучил наизусть сборник хадисов «Аль-Муватта» имама Малика (р.а.).
Чтение Корана имамом аш-Шафии (р.а.) было таким мелодичным и умиротворяющим, что глаза слушателей часто наполнялись слезами.
Имам аш-Шафии (р.а.) в серьез интересовался словесностью, поэзией и литературой. В связи с этим он покинул Мекку, чтобы жить с пустынным племенем под названием Хузайл, чтобы изучать подлинный и чистый арабский язык и литературу. Поэтому в отношении арабского языка аш-Шафии (р.а.) стал своего рода ориентиром.
Кроме того, ученый овладел стрельбой из лука и преуспел в верховой езде. В дополнение ко всему этому имам также обладал обширным опытом в сфере медицины. Отмечается, что крайне редко можно увидеть сочетание такого количества столь разнообразных и выдающихся достоинств на настолько высоком уровне в одной личности.
Первым религиозным учителем аш-Шафии (р.а.) был тогдашний главный исламский священнослужитель Мекки. В дальнейшем он изучал хадисы под руководством известного мекканского хадисоведа Суфьяна ибн Уяйна (р.а.). В очень юном возрасте имам начал преподавать в Заповедной мечети.
В возрасте 16 лет аш-Шафии отправился в Медину, чтобы изучать религию под началом одного из величайших мусульманских ученых того времени – имама Малика ибн Анаса (р.а.).
По крайней мере 10 лет имам аш-Шафии (р.а.) изучал религию у имама Малика (р.а.). Однажды имам Малик (р.а.) сказал, что если успех и желает прийти к кому-то сам по себе, то это будет молодой аш-Шафии (р.а.)
Он также учился в Ираке у имама Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани (р.а.), который был одним из выдающихся учеников имама Абу Ханифы (р.а.).
Как учитель имам аш-Шафии был любим своими учениками. Его лекционные кружки в Мекке были крайне многолюдными. Ученый, в отличие от трех других великих имамов суннитского ислама, много путешествовал. Он несколько раз приезжал в Багдад и даже прожил там пару лет. Имам также посетил Йемен и Египет, пробыв там несколько лет.
Когда имам аш-Шафии (р.а.) стал преподавать в большой мечети Багдада, его занятия всегда посещало очень большое число студентов. На лекциях аш-Шафии (р.а.) даже присутствовали некоторые из его наставников, в том числе Суфьян ибн Уяйна (р.а.). Множество великих исследователей суннитского ислама, которые впоследствии передавали достоверные учения этой религии следующему поколению, приобрели знания именно у имама аш-Шафии (р.а.).
Благодаря своему путешествию ученый почувствовал разницу между исламскими постановлениями в Медине и Багдаде. В ранние годы своей жизни имам аш-Шафии (р.а.) выносил решения, основываясь при этом на мнении имама Малика (р.а.).
Он также долгое время активно впитывал знания под началом одного из главных учеников имама Абу Ханифы (р.а.). С течением времени имам аш-Шафии (р.а.) почувствовал, что важно пересмотреть некоторые учения этих великих имамов в рамках суннитского ислама, чтобы обеспечить согласованность между разными постановлениями Медины и Багдада.
Но имам аш-Шафии (р.а.) при этом с невероятным почтением относился к мнению и наследию других великих имамов.
Один случай из жизни ученого является важным уроком для каждого современного мусульманина. Однажды имам аш-Шафии (р.а.) посетил могилу имама Абу Ханифы (р.а.) и помолился в мечети по соседству.
Имам аш-Шафии (р.а.) придерживался мнения, что каждый раз, произнося такбир во время намаза, следует поднимать руки, в то время как Абу Ханифа (р.а.) считал иначе. Однако во время молитвы в мечети имам аш-Шафии (р.а.) не поднимал рук, произнося каждый такбир. Когда люди спросили ученого об этом, он ответил, что поступил так из уважения к хозяину могилы.
Это является свидетельством того, насколько глубоко великие имамы суннитского ислама, несмотря на различие точек зрения, уважали друг друга. Поэтому сегодняшним мусульманам, которые придерживаются позиции определенной научной школы или какого-либо ученого, следует извлечь из этого случая ценный урок и начать уважать другие точки зрения.
Имам аш-Шафии (р.а.) написал множество книг. Согласно одному из источников, их было около 123. Например, одна из знаменитых книг ученого – «Ар-Рисала». Это книга, устанавливающая принципы исламской юриспруденции, с которыми согласны все научные школы. Имам стал одним из первых людей в истории ислама, раскрывших эту область религии. Другой его труд, под названием «Аль-Умм», также стал широко известен.
Как и другие выдающиеся ученые, имам аш-Шафии (р.а.) тоже столкнулся с испытаниями и невзгодами. Во времена правления Аббасаидов разговоры об Ахль аль-Байте, то есть потомках Пророка (с.а.с.), и их правах на халифат, считались предательством и угрозой для халифата, и люди, которые были причастны, сталкивались с суровыми последствиями этого.
Во времена халифа Харуна ар-Рашида в Йемене правил нечестный человек, который арестовал имама аш-Шафии (р.а.) по абсолютно безосновательному обвинению в предательстве и отправил его в Багдад. В то время главным судьей был Мухаммад аш-Шайбани (р.а.), который был одним из учителей аш-Шафии (р.а.). Он заступился за своего воспитанника и, в конце концов, ученый был освобожден.
Во время своего пребывания в Египте имам аш-Шафии заболел, и этот недуг заставил ученого сильно страдать. Несмотря на болезнь, он продолжал свою деятельность как исследователь и преподаватель. По мнению некоторых историков, это заболевание в результате и стало причиной смерти имама.
В 204 году хиджры (820 году нашей эры) этот монументальный исследователь ислама скончался в Египте в возрасте 54 лет. Поминальная молитва в честь имама аш-Шафии (р.а.) под руководством губернатора Египта собрала тысячи людей.
(Внимание! Использованные в статье фотографии не яляются изображениями имама аш-Шафии и его жизни).
Понравлась публикация?
Напишите свой отзыв в комментариях!