Самые известные ученики Имама Аш-Шафии (р.а)
Имам аш-Шафии (р.а.) имел множество учеников, распространявших мазхаб Имама в Хиджазе, Ираке, Египте и других исламских землях. Ниже приводятся пять наиболее известных учеников Имама, приложивших много сил для распространения его мазхаба (да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля).
1. Йусуф б. Йахйа (Абу Йа'куб; аль-Бувэйти; аль-Мисри; ум. 231/845).
Имам пал шехидом в Багдаде от рук мутазилитов, которые сковали цепями ему ноги и шею, а руки связали над головой. Будучи одним из самых крупных ученых мазхаба, был также и самым близким другом Имама аш-Шафии. Он был прекрасным чтецом Корана и крупным ученым по фикху. Йусуф б. Йахйа учился хадисам у Абдуллаха б. Вэхба и у Имама аш-Шафии. От него передатчиками хадисов были Абу Исмаил ат-Тирмизи, Рэби б. Сулейман аль-Муради, Ибрахим б. Исхак аль-Харби, Абу-ль-Вэлид б. Абу-ль-Джаруд, Мухаммад б. Амир аль-Мэсиси, Касым б. аль-Мугира аль-Джэвхери, Ахмад б. Мансур ар-Рамади, Касым б. Хашим.
Абу-ль-Асим передает: "Если кто-либо обращался к Имаму аш-Шафии когда время его было ограничено, то он посылал к имаму Йусуфу". Имам аш-Шафии перед смертью завещал, чтобы главным Имамом после него признали имама Йусуфа б. Йахйа.
Имаму принадлежит известная книга "Аль-Мухтасар" (IAA, III: 333).
2. Исмаил б. Йахйа (Абу Ибрахим; Аль-Музени; 175/791-264/877).
Один из выдающихся учеников Имама аш-Шафии, который говорил о нем: "аль-Музени – помощник моего мазхаба". Имам Аль-Музени является автором многочисленных произведений по мазхабу Шафии. Учился и передавал сообщения также и от Нуайма б. Хаммада.
Среди известных произведений имама:
- "Мухтасар",
- "Джами-и Кабир",
- "Джами-и Сагир",
- "Мэнсур",
- "Мэсал-и Му'таабара",
- "Ат-Тэргиб фи-ль-Ильм",
- "Китаб-уль-Вэсаик",
- "Китаб-уль-Акариб",
- "Китаб-и Нихайат-иль-Ихтисар". (IAA, III: 252).
3. Ар-рэби б. Сулейман
(б. Абд-уль-Джаббар аль-Муради; Абу Мухаммад; 174/790-270/884).
Был муадзином в Асе при "Фустат Джамии". Передатчик книг мазхаба. Долгое время находился при Имаме аш-Шафии и впоследствии передавал его книги (обучал по его книгам). Через него стали известны такие книги Имама аш-Шафии, как: "Ар-Рисала", "Аль-Умм" и другие. Он был первым имамом в Египте, под диктовку которого переписывали хадисы в мечети "Ибн-и Толум Джамии". Про него Имам аш-Шафии говорил: "Никто не помог мне столько, как он". После смерти Имама аш-Шафии, к нему обращались более 200 человек за получением знаний по шафиитскому мазхабу. Когда появляются какие-либо противоречия в книгах мазхаба, то предпочтение отдают книгам Абу Мухаммада. (IAA, III: 287).
4. Хармала б. Йахйа б. Хармала (ум. 266 г.х.).
Был передатчиком книг Имама аш-Шафии, не упомянутых имамом Рэби б. Сулейманом. Его перу принадлежат: "Китаб-уш-Шурут" – в трех томах, "Китаб-ус-Сунан" – в 10 томах, "Китаб-ун-Никях" и "Китабу-ль-Элвани-ль-Ибиль ва-ль-Ганам ва Сыфатуха ва Эснануха". (IFA, I: 32).
5. Мухаммад б. Абдуллах б. Абд-ул-хаким (ум. 268 г.х.).
Поначалу учился у Имама Малика б. Анаса. Затем долгое время учился у Имама аш-Шафии и был одним из его любимцев. Египетские ученые ценили его очень высоко. Но, впоследствии, он все же оставил этот мазхаб и вновь стал следовать мазхабу своего первого учителя – Имама Малика б. Анаса, да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля. (IFA, I: 32).
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»
Читайте также:
-
Достоверны ли хадисы о том, что при такбире нужно поднимать руки до уровня мочек ушей?
При такбире перед началом намаза докуда надо поднимать руки - до уровня ушей или плеч? Есть ли достоверные (сахих) хадисы о том, что нужно поднимать руки до ушей? Что вы скажите о том, что некоторые во время такбира касаются пальцами ушей? (Муса)
-
О важных тонкостях упования на Всевышнего
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Если бы вы уповали на Аллаха, то Он давал бы вам средства к существованию (ризык) подобно тому, как Он дает его птицам. Птицы утром улетают из гнезд голодными, с пустыми желудками, а вечером возвращаются сытыми. Если кто-то обращается за помощью к Аллаху, то Он оказывает ее во всех его делах и дает ему средства к существованию, откуда он и не ожидал.
-
О важности слова «Аминь»
В толковании Шейха Заде говорится: «Аминь» не принадлежит Корану. Его нужно произносить после слов «Уаляд-даллин», сделав небольшую паузу после буквы «Нун», чтобы показать, что оно не является частью текста Корана. Писать слово аминь в копии Корана является нововведением. Это запрещено. Как передает Абу Майсара (да будет доволен им Аллах!): «Джабраиль (да благословит его Аллах и приветствует!) слушал, как пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) читал Коран, когда он дошел до слов «Уаляд-даллин», Джабраиль (да благословит его Аллах!) сказал: «Произнеси аминь!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аминь»
-
Помня об этом, вы никогда не проспите утренний намаз
Все пять намазов, которые вменены нам в обязанность, являются очень ценными и важными. Ни один из них не заменяет другого. Однако степень некоторых намазов выше, чем других...
-
9 неизвестных фактов о мечети Пророка
Есть только одно место на земле, которое имеет право называться таковым. Это – мечеть нашего любимого Пророка, покрытая зелеными коврами и слезами миллионов людей. Это место, известное каждому мусульманину, но которое таит в себе множество неизведанного. Представляем вашему вниманию некоторые интересные и неизвестные факты о мечети пророка:
-
Что такое истихаза?
Если у женщины через какое-то время после месячных, длившихся десять дней, появится кровяное пятно, будет ли это считаться месячными? И нужно ли из-за появления этого пятна совершать гусуль?
-
Ложь Ибн Таймии о мусульманских ученых
Ибн Таймийа утверждает: «Божество (илях) означает объект поклонения, а господь (рабб) - владыка своих рабов». Он хочет сказать, что слова «божество» (илях) и «господь» (рабб) имеют разные значения. Но, начиная со времени сотворения человека, в его сознании, в самой его природе заложено понимание того, что Бог (илях) - это Господь (рабб), а Господь (рабб) - это Бог (илях).
-
Дуа для защиты детей от сглаза и всего плохого
Пусть сделанное вами сегодня дуа за свое чадо станет причиной того, что после смерти ваша книга деяний будет заполняться благодаря молитвам праведных и благонравных детей...