История принцессы Зайды или правда ли, что Елизавета II - потомок пророка Мухаммада (ﷺ)?

Истории принцессы Севильской.

Истории принцессы Севильской.

А знаете ли вы о Зайде, мусульманской принцессе, жившей в XI веке на территории испанской Севильи? А ведь она является одним из самых необычных и неоднозначных предков британской королевской семьи.

Зайда породнилась с носителями британской короны в следствие её помолвки с Альфонсо VI, королём Леон-Кастилии. Из этого необычного союза много лет спустя на свет появилась Изабелла Перес Кастильская, которая в XIV веке была послана в Англию, чтобы выйти замуж за Эдмунда, герцога Йоркского, сына английского короля Эдуарда III. Их внук Ричард, герцог Йоркский, возглавил восстание против короля Генриха VI, которое переросло в войну Алой и Белой Розы. Второй сын Ричарда Эдуард вступил на престол в 1461 году. Таким образом, наследие мусульманской Испании, известной в народе под названием Аль-Андалус, тесно сплелось с британской короной.

В последнее время интерес к такому слиянию стали проявлять не только на Ближнем Востоке, но и в самой Великобритании. Существуют даже предположения о том, что есть тесная связь между королевой Елизаветой II и самим пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего). Исследователи высказывают смелые предположения о том, что Зайда была потомком Аль-Мутамида, правителя Севильи, потомком дочери Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Фатимы и её мужа Али.

К сожалению, теория о хашимитском происхождении королевы слишком хороша, чтобы оказаться правдой. Тайны, окружающие происхождение Зайды, и отсутствие какого-либо ключа к разгадке осложняют теорию её потенциального права на власть над царством Ислама.

Как бы то ни было, история Зайды дарит нам множество уроков. Так, к примеру, история брачного союза между Зайдой и Альфонсо VI не только поднимает вопросы о расовой, этнической и культурной принадлежности, но и также раскрывает особенности взаимодействия исламской цивилизации и христианского Запада.

Если обратиться к недавно выпущенным в печать книгам и статьям, посвящённым изучению истории становления и развития авраамических религий в Испании, то можно заметить, что всё больше исследователей придерживаются одной из двух взаимоисключающих версий. Первая гласит, что Испания была страной, для которой была характерна веротерпимость. Согласно другой версии, страна больше напоминала театр военных действий и межрелигиозных конфликтов. На самом же деле Зайда и Альфонсо VI жили в мире, который дистанцировал их от подобного рода споров.

Бытует общепринятая версия, гласящая, что Зайда была дочерью эмира. Однако последние исследования говорят о том, что девушка, скорее всего, была посторонней для королевской семьи, а доступ в их дворец получила через удачно заключённый брак. К 1040-ым годам аббасиды вытеснили Кордову из Аль-Андалусы и заняли там главенствующее положение.

Безусловно, это было важное историческое событие, поскольку мусульманская Испания находилась под властью династии омейядов около 300 лет. Под руководством тестя Зайды, Аль-Мутамида, Севилья пережила «золотой век» культуры, став сосредоточием для известных поэтов со всех уголков исламского Средиземноморья, включая Ибн Хамдиса и даже самого Аль-Мутамида.

Пленённая Зайда

В 1091 году Севилья была захвачена войсками Альморавидов Юсуфа Б. Ташфина, а эмир Аль-Мутамид был сослан в Агмат, что недалеко от Марракеша, Марокко, где он вскоре умер, оплакивая собственные неудачи в своих последних стихах. Когда Зайда бежала, спасаясь от ужасной осады Альморавидов, в ходе которой был убит её муж аль-Мамун, она уже знала, что её ждёт дальше. Спешно покинув Севилью в поисках убежища, принцесса была взята в плен и доставлена к Кастильскому двору в Толедо, где ей предстояло начать новую жизнь.

Её будущий муж, Альфонсо VI, долгое время был проблемой для Аль-Мутамида, особенно после мая 1085 года, когда Кастильский правитель отнял город Толедо у местной мусульманской династии. Завоевание Альфонсо VI Толедо стало серьёзным ударом для мусульман и вызвало панику среди эмиров Аль-Андалуса.

Альфонсо VI стремился стать единоличным правителем Пиренейского полуострова, желая подчинить себе и обширные исламские территории. Как следует из сведений тунисского историка XIII века Ибн аль-Кардабуса, высокомерный кастильский правитель даже начал выдавать себя за «императора двух религий». В этом контексте решение принять Зайду при кастильском дворе вместо того, чтобы отправить её в изгнание в Марокко, к родным, и дальнейшие их отношения говорят не столько о мирном сосуществовании, сколько о желании заявить о своей власти.

Обращение в христианство

Положение Зайды при дворе было негативно воспринято и христианским населением Испании. В некоторых дошедших до нас текстах она упоминается как наложница, хотя на самом деле, по словам Пелайо, знаменитого епископа Овьедо, Зайда была «почти его женой». И если присутствие мусульманской принцессы при дворе само по себе было достаточно щекотливой темой, то решение Альфонсо VI сделать Зайду своей законной супругой вызывало ещё большее недоумение в обществе.

Рождение Санчо, единственного сына Альфонсо VI, стало во многом определяющим фактором. После Зайда приняла христианство, взяв себе имя Изабель. Умерла принцесса после рождения ещё двух детей.

История брака Зайды с Альфонсо VI является напоминанием нам о глубоком, тесном и непростом переплетении исламского и европейского наследия.

Амина Тауфик

Социальные комментарии Cackle