Ислам запрещает ростовщичество. В достоверных хадисах риба упоминается в числе больших (губительных) грехов. А те, кто занимаются этим или помогают занимающимся, понесут согласно свидетельству Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тяжелое наказание.
Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял ростовщика, того, кто берёт у него в долг, писца, (делающего запись), и обоих свидетелей их сделки и сказал: Они (ничем) не отличаются (друг от друга)». (Ахмад, Муслим)
Передают со слов Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто питается за счет ростовщичества, кто берет деньги у ростовщиков, тот, кто записывает, и кто является свидетелем этого, зная об этом, занимающийся нанесением татуировок (другим), и кто даёт наносить татуировки на себя для украшения, отказавшийся от выплаты закята, и (тот, кто) отошёл от религии после хиджры примкнув к бедуинам, будут прокляты языком Мухаммада в День воскрешения». (ан-Насаи, Ибн Хиббан)
Ростовщичество влечет за собой гнев и наказание от Аллаха. Как передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если в каком-либо поселении распространится прелюбодеяние и ростовщичество, то они сами для себя установили наказание Аллаха!» (аль-Хаким, ат-Табарани)
Тяжесть этого греха так велика, что самое легкое ростовщичество подобно совершению зина с матерью. Так, передают со слов ‘Абдуллы ибн Саляма, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, (грех) ростовщичества (делится) на семьдесят два вида, самый меньший из которых подобен (греху) совокупления мусульманина со своей матерью». (ат-Табарани)
Ростовщичество помимо наказания в будущем мире обрекает его участников на бедность, долги, потери (по причине отсутствия бараката) и унижения. Учитывая вред, наносимый этим грехом обществу и участникам в отдельности, можно понять суровость наказания, которому подвергаются совершающие его. Низкий процент или иные условия не уменьшают его вред. И от этого вреда предостерегали не только верующие мусульмане.
Так, о несправедливости, лежащей в основе риба, писал еще в начале эпохи капитализма английский богослов Ричард Прайс. Он говорил, что если бы в первый год нашей эры вложить один пенни под сложный процент, то к началу капиталистической эпохи он стоил бы столько, сколько стоит массивный шар из золота, размер которого превышал бы размер Земли в несколько раз. Вот его слова: «Если бы кто-нибудь вложил капитал в размере один пенни в год Рождества Христова с 4 % годовых, то в 1750 году на вырученные деньги он смог бы купить золотой шар весом с Землю. В 1990 году он имел бы уже эквивалент 8 190 таких шаров».
Французский экономист, обладатель Нобелевской премии 1988 года Морис Алле пишет: «Капитал, вложенный под проценты, прирастает в степени. Легко убедиться, что даже если годовая ставка процента будет относительно низка, благодаря непрерывной капитализации процентов сумма капитала достигнет огромной величины».
Профессор Шахит, выступавший с лекцией в Дамаске в 1953 году, заявил: «С помощью математических расчетов можно заметить, что все имущество на земле перетечет к небольшому количеству ростовщиков».
Хостен пишет: «Сложный процент – сложный грех. Из-за него в экономическом мире, имеющем свои пределы, свобода становится неограниченной. Прирост в степени причиняет огромную несправедливость, долги становятся такими, что их невозможно оплатить. Это не просто религиозность, так говорит и результат тысячелетнего печального опыта, когда пытались собрать все богатство в руках небольшого количества людей, а за долги брали в рабство.
Об этом говорят и все древние мудрые книги – Священное писание, Коран, а также древнегреческие философы. В мире, в котором не преувеличивается производительность человека, не растет производительность целого общества, деньги не должны прирастать постоянно. Какая бы ставка процента не была, это непременно приведет к чрезмерному сосредоточению богатств в руках небольшого количества ростовщиков и упадку экономики».
Риба тормозит развитие экономики, служит основой несправедливости, неравенства и нечестия. Это не может не повлечь за собой последствий, которые усложнят и обременят жизнь тех, кто занимается или участвует в этом процессе. Но еще более тяжко для них – наказание в Судный день, о чем Всевышний также предупредил людей в Коране:
«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (сура «аль Бакара». «Корова», аят 276)
Не достаточно ли этих предупреждений, чтобы прекратить даже помышлять об этом грехе?...
Ася Гагиева