В исламе важное значение придается тому, с кем человек дружит, общается. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Навави) Но как понять, что с одним человеком стоит дружить, а другого стоит остерегаться? Интересен опыт праведных мусульман, которые по определенным критериям могли сказать, что они знают человека.
Один из главных признаков – это то, с кем человек любит общаться. Некоторые говорили: «Берегись плохого друга. Тебя через него узнают». И действительно, люди обращали внимание на круг человека, чтобы понять его самого. Аъмаш сказал: «Праведники задавали о человеке только три вопроса: где он ходит, к кому он заходит и кого из людей он любит».
Имам аль-Аузаъи говорил: «Того, кто скроет от нас свое нововведение, нам выдаст его близкое окружение!» Рассказывают также, что когда Суфьян ас-Саури прибыл в Басру, он стал спрашивать о положении Рабиъа ибн Сабиха среди людей. Он спросил о нем: «Каков его мазхаб (путь)?» Ему ответили: «Его мазхабом является только Сунна». Он спросил: «А кто его окружение?» Ему ответили: «Кадариты» . Тогда Суфьян сказал: «Значит и он кадарит!» Также ученые говорили: «Если человек втайне пребывает с плохими людьми, то от него следует предостерегать!»
Но окружение человека было не единственным критерием, который принимался в расчет… Стоит принять во внимание мудрость Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который указал на те ситуации, которые выдают надежность и правдивость человека. Однажды к нему пришел человек и стал свидетельствовать, на что Умар ему ответил: «Я не знаю тебя, приходи с тем, кто знает тебя!» Один из людей, который присутствовал там, сказал: «Я знаю его!» И Умар спросил: «Чем он известен тебе?» Тот ответил: «Справедливостью и надежностью».
Умар спросил: «Он твой сосед, которого ты видишь и ночью, и днем, и когда он приходит и уходит?». Тот ответил: «Нет».
Умар спросил: «Ты ведешь с ним торговые отношения, в которых узнается набожность?». Он сказал: «Нет».
Умар спросил: «Он твой спутник в пути, в котором познается благой нрав?». Тот ответил: «Нет». Тогда Умар сказал ему: «Ты не знаешь его!». Затем он сказал тому свидетелю: «Приходи с тем, кто знает тебя».
Сообщается, что Абу Муса аль-Ашъари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, праведный товарищ и дурной (товарищ) подобны продавцу мускуса и (человеку,) раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние». (Бухари, Муслим) Однако знание человека или представление о том, чего от него ждать, важно не только в вопросах дружбы, но и в вопросах ведения деловых отношений, сотрудничества, принятие его свидетельств и др.
Пусть Всевышний дарует нам проницательность и мудрость в выборе друзей и спутников в мирских и религиозных делах!
Ася Гагиева