В суре «аз-Зумар», «Толпы», в аяте 7 сказано: «Если вы будете благодарны, Он будет доволен этой вашей благодарностью». В другом аяте сказано: «Аллах не подвергнет вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 147). Но как проявлять благодарность? Выражается ли она только в словах и помыслах? Одна из историй, приводимая в сборниках Муслима и Бухари, дает нам различения между благодарностью и ее отсутствием.
Передается от Абу Хурайры, да помилует его Аллах, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Некогда Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа сынов Исраиля: прокажённого, лысого и слепого. И Аллах послал ангела, который явился к прокажённому и спросил: «Чего ты хочешь больше всего?». Он сказал: «Хорошего цвета, хорошей кожи и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня». Тогда ангел провёл по нему (рукой), болезнь его прошла, и он был (снова) наделён хорошим цветом и хорошей кожей. (Потом ангел) спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?». Он ответил: «Верблюды» (или: … коровы), — и ему была дарована стельная верблюдица, (после чего ангел) сказал: «Да сделает Аллах её благословенной для тебя!».
Затем (ангел) явился к лысому и спросил: «Чего ты хочешь больше всего?». Он сказал: «Хороших волос и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня». Тогда ангел провёл по нему (рукой), и он был (снова) наделён хорошими волосами. (Потом ангел) спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?». Он сказал: «Коровы», — и ему была дарована стельная корова, (после чего ангел) сказал: «Да сделает Аллах её благословенной для тебя!».
Затем (ангел) явился к слепому и спросил: «Чего ты хочешь больше всего?». Он сказал: «Чтобы Аллах вернул мне зрение, и я увидел людей». Тогда ангел провёл по нему (рукой), и Аллах вернул ему зрение. (Потом ангел) спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?». Он сказал: «Овцы», — и ему была дарована стельная овца. И после этого дали приплод (верблюдица и корова) и дала приплод (овца, а через некоторое время) у одного было уже целое стадо верблюдов, у другого — целое стадо коров, а у третьего — целое стадо овец.
А потом (ангел) явился к (бывшему) прокажённому, приняв его (прежнее) обличье, и сказал ему: «Я — бедный человек, и в пути я лишился всех средств и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после (Него) — к тебе. Заклинаю тебя Тем, кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и богатство, (дай мне) верблюда, с помощью которого я смогу завершить своё путешествие!». (В ответ этот человек) сказал: «(У меня) много долгов». (Тогда ангел) сказал: «Кажется, я тебя знаю. Не ты ли был прокажённым, которого избегали люди? (И не ты ли был) бедняком, которому Аллах даровал (богатство)?». (Этот человек) сказал: «Поистине, я унаследовал это богатство только от своих предков». (Тогда ангел) сказал: «Если ты солгал, пусть Аллах придаст тебе твой прежний облик!»
Затем (ангел) явился к (тому, кто прежде был) лысым, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему то же самое, что говорил (бывшему прокажённому), а когда тот дал ему такой же ответ, сказал: «Если ты солгал, пусть Аллах Всевышний придаст тебе твой прежний облик!».
А (затем ангел) явился к (бывшему) слепому, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему: «Я — бедный путник, и я лишился всех средств во время своего путешествия и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после (Него) — к тебе. Заклинаю тебя Тем, кто вернул тебе зрение, (дай мне одну) овцу, которой мне будет довольно, чтобы завершить своё путешествие!». (Бывший слепой) сказал: «Я (действительно) был слепым, а Аллах вернул мне зрение, бери же, что хочешь, и оставь, что хочешь, и клянусь Аллахом, сегодня я не стану обременять тебя ничем, что бы ты ни взял ради Аллаха Всемогущего и Великого!». (Тогда ангел) сказал: «Оставь себе своё имущество, ибо, поистине, вас только подвергали испытанию, и Аллах остался доволен тобой, а на двоих твоих товарищей Он разгневался»». (аль-Бухари; Муслим)
Как сказано в одном из комментариев к этому хадису: «Благодарность за милости Аллаха является одной из причин, по которой эти милости остаются у человека, а, быть может, даже увеличиваются. Аллах Всевышний сказал: «Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (сура «Ибрахим», аят 7)
Проявить благодарность, как показывает эта история, - это не только про признание благ, дарованных Всевышним, но и про готовность делиться этим благословением с другими. Как говорили мудрецы: «Если ты чем-то одарен, это не значит, что тебе что-то дано, это значит, что ты что-то можешь отдать».
И если человек, понимая временность владения этими благами, не скупится на то, чтобы расходовать их разумно, уделяя долю милостыни и помощи другим, это свидетельствует о его признательности Дарующему и о его способности управляться с более крупными благословениями.
Другими словами, это говорит о его надежности как «хранителя», а значит, его долю можно увеличить, не навредив его душе… Так как проявить благодарность Творцу? Раздели радость и пользу этих благ с теми, кто также нуждается в них.
Ася Гагиева