Как говорилось в одном хадисе, положение верующего таково, что все может быть для него благом: как трудности, так и радости. Потому что при трудностях он проявляет терпение и получает за это награду, а при радости – благодарит и тоже получает награду.
В ситуациях, подобных сегодняшней (пандемия коронавируса), верующий также может использовать это как способ приближения к Творцу, в том числе посредством дуа. Всевышний говорит в Коране:
«И ваш Господь сказал: «Обращайтесь ко Мне [с мольбами], и Я отвечу вам. Поистине, слишком высокомерные, чтобы поклоняться Мне, униженными войдут в Ад» (сура «Гафир», аят 60).
Коронавирус - испытание от Аллаха? >>
Что касается форм обращений, то в пророческих преданиях можно найти различные дуа.
1. Дуа для защиты от любого вреда.
باسْمِ اللَّهِ الَّذي لاَ يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ فِي الأرْضِ وَلا في السَّماءِ، وَهُوَ السَّمِيعُ العَلِيم
«Би-сми-Лляхи ллязи ля язурру ма‘а исми-хи шай’ун филь-арзи ва ля фи-с-сама’и, ва хува-с-Сами‘у-ль-‘Алим»
«С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он – Слышащий, Знающий!»
Согласно хадису, прочитавший эту мольбу с утра, будет защищён от всех бед до вечера. Тот, кто прочтёт её вечером, будет защищён до утра. (Ибн Маджа).
2. Дуа о благополучии.
От Ибн Умара сообщается: «Вечером и утром Посланник Аллаха всегда обращался к Аллаху с такой мольбой:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِي دِينِي وَدُنْيَاىَ وَأَهْلِي وَمَالِي اللَّهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِي وَآمِنْ رَوْعَاتِي وَاحْفَظْنِي مِنْ بَيْنِ يَدَىَّ وَمِنْ خَلْفِي وَعَنْ يَمِينِي وَعَنْ شِمَالِي وَمِنْ فَوْقِي وَأَعُوذُ بِكَ أَنْ أُغْتَالَ مِنْ تَحْتِي
«Аллахумма Инни ас‘алю-ка аль-‘афуа ва ль-‘афията фи-д-дунья валь-ахира, Аллахумма Инни ас‘алюка аль-‘афуа валь-‘афията фи дини ва дуньяя ва ахли ва маали, Аллахумма-стур‘аурати ва амин рав‘ати ва-хфаз-ни мин бейни ядей-я ва мин хальфи ва‘ан ямини ва‘ан шимали ва мин фауки. Ва а‘узу би-‘азамати-ка ан угталя мин тахти»
«О, Аллах, поистине, я прошу Тебя об избавлении (от недостатков) в мире этом и в мире ином, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении во (всём, что касается) моей религии, моих мирских дел, моей семьи и моего имущества! О, Аллах, прикрой мою наготу и огради меня от страха, о, Аллах, защити меня спереди, сзади, справа, слева и сверху, и я прибегаю к защите Твоего величия от того, чтобы быть предательски убитым снизу!» (Ибн Маджа).
После смерти Пророка Мухаммада (мир ему) мусульмане продолжали читать эту дуа. Сообщается, что однажды Абу Бакр сказал: «В первый год (после хиджры) посланник Аллаха (мир ему) встал на минбар, заплакал и сказал: «Просите Аллаха о прощении и благополучии, ибо поистине, никому не было даровано после убежденности (веры) ничего лучшего, чем благополучие!» (ат-Тирмизи).
3. Защита от «зла того, что Он создал».
أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّاتِ مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ
«А’узу би калимати Лляhи-т-таммати мин шарри ма халяк»
«Я прибегаю к совершенным словам Аллаха в поисках защиты от зла того, что Он создал».
Согласно хадису, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что прочитавший эту мольбу не будет подвержен дурному влиянию чего-либо до тех пор, пока он не покинет это место (где он прочел дуа) (имам Муслим).
4. Дуа для исцеления от болезни.
От Абдул-Азиза передаётся, что однажды, когда он вместе с Сабитом аль-Бунани зашёл к Анасу ибн Малику, Сабит сказал ему: «О Абу Хамза, я заболел». Тогда Анас (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Не прочитать ли над тобой заговор посланника Аллаха (мир ему)?» Он сказал: «Конечно!», и тогда Анас прочитал:
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ مُذْهِبَ البَأسِ اشْفِ أنْتَ الشَّافِي لاَ شَافِيَ إِلاَّ أنْتَ شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقماً
«Аллахумма, Рабба-н-наси, музхиба-ль-ба‘си, ишфи Анта-ш-Шафи, ля шафия илля Анта шифаан ля йугадиру сакаман»
«О, Аллах, Господь людей, удаляющий болезнь, исцели, Ты – Исцеляющий, и нет целителя, кроме Тебя, исцели же так, чтобы после этого не осталось болезни» (Ахмад, Бухари, Абу Дауд, Тирмизи).
5. Дуа от многих бед и неприятностей
Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) часто говорил в своей мольбе:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْقَسْوَةِ وَالْغَفْلَةِ وَالْعَيْلَةِ وَالذِّلَّةِ وَالْمَسْكَنَةِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْفُسُوقِ وَالشِّقَاقِ وَالنِّفَاقِ وَالسُّمْعَةِ وَالرِّيَاءِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الصَّمَمِ وَالْبَكَمِ وَالْجُنُونِ وَالْبَرَصِ وَالْجُذَامِ وَسَيِّءِ الأَسْقَامِ
«Аллаhумма инни а’узу бика мина-ль-’аджзи валь-касали, ва а’узу бика мина-ль-касвати валь-гафляти валь-’айляти ва-з-зилляти валь-масканати, ва а’узу бика мина-ль-фусуки ва-ш-шикаки ва-н-нифаки ва-с-сум’ати ва-р-рияъи, ва а’узу бика мина-с-самами валь-баками валь-джунуни валь-бараси валь-джузами васаййии-ль-асками»
«О, Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, и нерадения, малодушия, скупости и старческой дряхлости, жестокости, отвлечённости (рассеянности), иметь большую семью и быть при этом бедным, унижения, и чтобы быть нуждающимся. И я прибегаю к Твоей защите от нищеты, неверия, нечестия, несчастия, лицемерия, позора и показухи. И прибегаю к Твоей защите от глухоты, немоты, безумия, проказы, песи (болезнь пигментации) и (прочих) тяжких болезней» (Байхаки, аль Хаким).
Дуа, как сказано в одном из хадисов, оружие верующего. Однако мольба должна сопровождаться не только верой и надеждой на ответ, но и конкретными действиями, направленными на достижение желаемого. В данном случае – соблюдением мер профилактики, а также заботой о себе и близких.
Ася Гагиева