Из истории отношений между Москвой и Бахчисараем. Часть 2
Послы и гонцы: из истории отношений между Москвой и Бахчисараем. Часть 1.
Здесь необходимо добавить комментарий, чтобы лучше понять содержание документа:
Упомянутый выше царевич Абдыль Летиф (Абдуллатиф, род. ок 1475 г.), а также его брат царевич Мухаммад-Амин являются сыновьями казанского хана Ибрагима и его супруги царевны Нурсултан. После смерти Ибрагима в 1479 г. Нурсултан в 1480 г. вышла замуж за крымского хана Менгли Гирея и переехала из Казани в Бахчисарай. Вместе с матерью ко двору крымского хана отправились оба царевича. По достижении казанскими принцами совершеннолетия Менгли Гирей отправил их на службу российскому государю, с которым у хана были весьма хорошие отношения. Абуллатифу и Мухаммед-Амину в Москве был оказан достойный прием и им в удел были даны города Звенигород и Кашира.
Это были коренные города Московского княжества. По завещанию московских удельных князей Кашира передавалась по наследству старшему сыну, а Звенигород – второму сыну Московского князя. Удивительно, но это факт, что подмосковные города отдавались в удел наследным принцам Казанского ханства, которые затем восходили на его престол. Мухаммад-Амин занимал казанский престол три раза: в 1484-1485, в 1487-1495 и в 1502-1518. Абдуллатиф, занимал казанский трон в 1495-1502 гг.
В 1515-1516 гг. состоялись:
- Отправление в Крым российского гонца Кожуха Карачаева для разведания о смерти Менли Гирея царя и поздравления Магмет Гирея [Мухаммад-Гирей – А.Х.] со вступлением на Крымский юрт.
- Отправление в Крым к Махмет Гирею царю Чюры Албазева с уведомлением о будущем в Крыме российским посольстве.
- Приезд из Крыма гонца Омира [Умар? – А.Х.] присланного для препровождения из Кафы бывшего в Турции Российского посла Василья Коробова и для извещения о следующем в Россию Крымском посольстве.
- Приезд посла Итяк Тархана с прошением об отпуске в Крым Абдыль Летифа для препровождения матери своей [Нурсолтан – А.Х.] в Меку.
- Отправление в Крым российского гонца Байкулы Олферова с объявлением с объявлением о благополучном прибытии посла Итяк Тархана и Василья Коробова.
- Приезд в Россию от царевича Ахмат Гирея гонца Качима с уведомлением государя о непринуждении Крымского царя к нарушению мира с Россией.
- Отправление в Крым гонца Неболсы Кобякова с выговором за нападение Богатырь [Бахадур – А.Х.] Гирея царевича на российские украины.
- Приезд в Россию посла Авелших Зоды [Абульшаех-заде – А.Х.] с извинениями о нападении Богатыря Гирея царевича на российские украины.
В 1517-1519 гг. состоялись следующие события:
- Приезд в Москву Крымского посла Кодояр Мурзы Ивачева с приглашением о наступлении общими силами на Астрахань.
- Отправление в Крым российского гонца казака Келдиша Карачена с выговором за нападение на татар на Тулу и с известием о смерти Абдыль Летифа царя.
1533-1539 гг. были особенно богаты событиями на российско-крымском дипломатическом поле. Перечислим лишь некоторые из них:
- Отправление в Крым Российского посланника Ивана Челищева с объявлением о вступлении на всероссийский престол царя и великого князя Ивана Васильевича.
- Приезд в Москву от Ислам Гирея гонца Будолый Мурзы с объявлением об учинении его в Крыме царем.
- Отправления в Крым:
- Гонца Банка Тулатова для разведания о происходящих в Крыме делах.
- Посланника Федора Логинова для взятия с царя шертной грамоты.
- Юрья Юматова с уведомлением об убийстве в Коруме Крымского гонца Будалыя Мурзы.
- Приезд в Москву гонца Баяндына с известием об учинении царем шерти.
- Отправление в Крым Российского посла князя Василья Мезецкого с большою казною.
- Приезды в Москву:
- Гонца Будалыя Мурзы с известием о будущем в Россию Крымском после.
- Посла князя Темеша для утверждения согласия между обоими государствами.
- Отправление в Крым к Исламу царевичу гонца Темеша Кадышева: с прошением о нападении на литовского короля.
- Приезд Крымского гонца Байма с повелением о непосылке против Казани рати.
- Отправление в Крым российского гонца Янъ Кадира Кожухова с уведомлением об отмене посылки на Казань рати.
После 1548 года летопись дипломатической активности между Москвой и Крымом прерывается на 14 лет, возобновляясь с 1562 года. Возможно, причиной тому был разрыв дипломатических отношений между сторонами в силу покорения Казани в 1552 году. Другая вероятная причина отсутствия каких-либо дипломатических документов в архиве – это целенаправленное изъятие с последующим уничтожением. Последний вариант маловероятен, учитывая, насколько скрупулезно и подробно велась регистрация дипломатического обмена между двумя государствами.
Период 1562-1664 гг. ознаменован неоднократными дипломатическими попытками Крымского хана получить контроль над Казанью и Астраханью:
- Приезд в Москву Крымского гонца Акинчея с требованием об уступке Казани и Астрахани, на что в ответ был послан гонец Семен Бартенев с представлением о невозможности удовлетворить просьбы о Казани и Астрахани.
В период с 1567-1572 состоялись несколько приездов в Москву крымских гонцов с требованием об отдаче Казани и Астрахани.
- Приезд гонца Чеуш Алея (Чавуш Али) в Москву с требованием об уступке Казани и Астрахани. В ответ в Крым был отправлен гонец Истома Осоргин с изъяснениями о несправедливости вышеупомянутых требований.
- Приезд крымского гонца Девлеть Килдея с угрозой о нападении на Росси. В случае неотдачи Казани и Астрахани, на этот раз отрицательный ответ Москвы был доставлен российским гонцом Иваном Ротаевым сыном Чабуковым.
- Приезд гонцп Бора Черкашенин с требованием об уступке Казани и Астрахани
- В очередной раз прибывает гонец Девлет Килдей с теми же требованиями.
- В период с 1572 по 1578 в Москву приезжает крымский гонец Ян Магмет [Джан-Мухаммед – А.Х.] с требованием от отдаче Казани и Астрахани и о размене послами и пленными.
- В тот же период в Москву прибыл гонец Шигай с требованием Казани и Астрахани.
Спорный вопрос был снят с повестки дня отношений между Москвой и Крымом после очередного визита крымского гонца Девлет Килдея «с предложением об унятии обоюдных неприятельств и учинении согласия».
Айдар Хайрутдинов
Интересный материал? Пожалуйста, сделайте репост!
Читайте также:
-
Причины многоженства Пророка Мухаммада (мир ему)
В первый раз Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) женился в возрасте двадцати пяти лет на сорокалетней вдове Хадидже(радыяллаху анха), имеющей детей от первого брака. Они прожили счастливо двадцать пять лет, и он, отдав этой женщине самые лучшие годы своей жизни, не женился во время брака с ней на других женщинах
-
Отцы и дочери в Исламе
Всевышний Аллах создал мужчин и женщин отличающимися друг от друга с психологической и физиологической точек зрения. Они различаются также по обязанностям и ответственности
-
Говори чихнувшему "Йархамукаллах" («Да смилуется над тобой Аллах!»)
Абдуллах ибн Абу Бакр передает со слов своего отца: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так: Если кто-то чихнет, скажи ему «Йархамукаллах», если еще раз чихнет, снова скажи «Йархамукаллах»! Если еще раз чихнет, скажи «ты, кажется, простудился»
-
Первые 10 дней поста – милость, вторые 10 – прощение, а последние 10– это избавление от Ада
Вот и наступил месяц Рамадан. И сейчас мы находимся в самом его начале. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил...
-
Обладательницы этого имени - яркие личности и блестящие ораторы
Алима – женское имя арабского происхождения, в переводе обозначающее «знающая, сведущая, ученая». По другим сведениям, имя произошло от старинного татарско - славянского имени.
-
4 вида знаний в исламе
Необходимо знать, что Всевышний создал людей, разделив их на две группы: ученых (алим) и невежд (джахиль). Настоящий ученый будет руководствоваться разумом и, читая страницы: «Воистину, мой Господь - на прямом пути» (сура «Худ», аят 56), не станет отворачиваться от установлений шариата, от повелений религии.
-
Молодой сахаб, просивший у Пророка (мир ему) разрешение на прелюбодеяние
Абу Умама аль-Бахили (мир ему) передает: Однажды новообращенный в ислам молодой человек подошел к Пророку (мир ему) и сказал:«О, Посланник Аллаха, разреши мне совершать прелюбодеяние!». Те, кто стояли поблизости, пришли в ужас от услышанного, стали подходить к нему, чтобы поругать и пристыдить его.
-
Исламские финансы в мировой экономике
Исламские финансы могут помочь удовлетворить потребности тех, кто в настоящее время не использует обычные финансы по религиозным причинам.