Фото: SasinTipchai / shutterstock.com/ru
Праведная Айша (р.а.) рассказывает нам о том, что в эпохе джахилии существовали неправильные и несправедливые практики в отношении таляка, как и в никахе:
До тех пор, пока не были ниспосланы аяты о разводе, муж мог разводить жену, сколько пожелает. Если он возвращался к ней во время срока «идды» (срок, который нужно переждать для оконча-тельного оформления развода), то эта женщина продолжала оставаться ему женой. Он мог хоть сто раз так сделать, и женщина все равно оставалась его женой.
Однажды один человек сказал своей жене: «Клянусь Богом, я разведусь с тобой так, что ты не сможешь никуда от меня деться, и я не буду тебя содержать в качестве жены до самой твоей смерти».
Та женщина удивленно спросила его, как это возможно. Он ответил: «Я буду разводиться с тобой, и как только твой срок «идды» будет подходить к концу, я снова буду возвращаться к тебе».
Счастье верующих: брак как источник покоя и гармонии
Ко мне пришла одна женщина с подобной ситуацией. Я не смогла ничего ей посоветовать. Когда пришел Посланник Аллаха ﷺ, я рассказала ему об этом. Однако он также ничего не ответил. Через некоторое время был ниспослан 229-й аят суры Бакара:
«Развод (позволяющий вернуть жену) – дважды. Затем (можно) либо удержать жену, согласно установленному (шариатом и обычаем), либо отпустить ее по-хорошему».
По словам праведной Айши (р.а.), после ниспослания данного правила все мусульмане подчинились ему, включая тех, кто ранее уже многократно разводился со своей женой. Таким образом, был положен конец еще одной несправедливости по отношению к женщинам.
Фото: John Wreford / shutterstock.com.
Несправедливость, которую терпели женщины в вопросах, связанных с разводом, не ограничивалась только этим. Иногда женщины после развода оставались в трудном материальном положении. Хавля бинт Саляба из племени Хазрадж, например, попала в такую ситуацию и пришла жаловаться на это Посланнику Аллаха ﷺ.
Случай заключался в том, что среди арабов была распространена традиция «зихар». Если муж скажет жене: «Ты для меня, как спина моей матери», то она становилась запретной для него и они становились разведенными навсегда.
Самит, который был братом известного сподвижника Убады б. Самита, в гневе сказал эти слова своей жене, которая также приходилась ему двоюродной сестрой. После этого жена, по имени Хавля, пошла к Посланнику Аллаха ﷺ и пожаловалась на своего невыносимого мужа о том, что прожив много лет вместе, она много прислуживала ему, родила ему детей, и когда в старости услышала от него такие слова, то очень огорчилась.
«Мухсан»: женитьба как лучший способ оградить себя от запретного
В этот момент к Посланнику Аллаха пришло откровение. Ему были ниспосланы первые четыре аята суры Муджадаля, что означает «спорящая женщина»:
«Несомненно, Аллах услышал слова той (женщины), которая спорила с тобой (Мухаммад) о своем муже и жаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш разговор. Поистине, Аллах – Слышащий, Видящий. Те из вас, кто совершает зихар со своими женами (уподобляя их своим матерям), (пусть знают, что) те не становятся их матерями. Их матери – это только те (женщины), которые родили их. И, поистине, они (произносящие слова зихара) произносят дурные (запретные) и лживые слова. И, поистине, Аллах – Стирающий грехи (Своих рабов), Прощающий (их). Те из вас, кто совершает зихар со своими женами, а затем отказывается от своих слов, должны (в качестве искупления – каффары) освободить одного раба до того, как они прикоснутся друг к другу (вступят в интимную близость). Это (решение) – предостережение для вас (чтобы вы не практиковали зихар). И Аллах знает обо всем, что вы делаете (скрыто или явно). А кто не найдет возможности (освободить раба), тот (мужчина) должен поститься два месяца подряд (без перерыва) до того, как они прикоснутся друг к другу (вступят в интимную близость). А кто не способен на это (поститься), тот должен накормить шестьдесят бедняков. Это (решение об искуплении) для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника (и отказались от дурных обычаев времен невежества). Таковы границы Аллаха (которые нельзя преступать), а неверующим – болезненное наказание».
В этих аятах Аллах говорит о том, что эта старая традиция основывалась на ошибочных представлениях и что такие слова мужа не сделают жену для него матерью. Помимо этого, было установлено наказание в виде помощи для бедняков за произнесение таких слов.
Ислам отменил такой способ развода и установил, что в таком случае муж и жена являются запретными друг для друга до тех пор, пока не будет применено установленное наказание. Таким образом, преследовалась цель не позволять людям приучаться говорить подобные слова, и устанавливались новые правила.
Из книги «Брачный союз в свете хадисов»