С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями (перед людьми)! Пусть же будет хорошим ваше средство передвижения, пусть будет хорошей ваша одежда, чтобы вы стали примером для других. Воистину, Аллах не любит непристойность, неприличие, неряшливость» (Абу Дауд, Ахмад).
Таким образом внешний вид мусульманина должен притягивать к нему людей и напоминать об Аллахе.
Людям, которые не могут позволить себе дорогую одежду, не допускается подражать в одеянии богатым. Расточительство, высокомерие, показуха и безрассудная трата денег не свойственны разумному человеку. То, что для богатого может быть мубахом (действия, за исполнение которых нет наград Аллаха, а за неисполнение нет греха), для бедного может быть макрухом (нежелательные действия, уменьшающие награды Аллаха) и даже харамом (строго запрещенное действие).
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Успешен тот, кто покорился Аллаху и кому был дарован достаток, и затем Аллах внушил ему довольство тем, что Он ему дал» (Муслим).
«Поистине, Аллах любит видеть следы Своих благодеяний на Своем рабе» (Тирмизи).
Нет разницы, есть ли между шелковой одеждой еще какая-то ткань или нет. Передают со слов Умара бин аль-Хаттаба (р.а.), что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не носите шелка, ибо, поистине, тот, кто будет носить шелк в этом мире, не наденет его в мире вечном» (Бухари, Муслим).
Дозволяется отстрочить шелковой лентой карманы, воротник, рукава, а также сделать вышивку, бахрому, обработать края одежды, но при этом ширина шелка не должна быть шире ширины четырех пальцев.
Со слов Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) сообщается: «Посланник Аллаха (ﷺ) запретил носить шелк, «если только не будет его на одежде вот столько...», – и, сказав это, посланник Аллаха (ﷺ) показал нам два пальца: указательный и средний». В версии этого хадиса, которая приводится у Муслима, сообщается: «Посланник Аллаха (ﷺ) запретил носить шелк, если только не будет он занимать на одежде места размером с два, три или четыре пальца» (Бухари, Мусллим).
Тюбетейка из шелковой ткани является макрухом. Что касается совершения мужчинами намаза в шелковой одежде, это строго порицается (макрух тахрими). Хотя намаз и будет действителен, он будет неполноценным, и если время намаза еще не подошло к концу, его следует повторить заново. Если же время этого намаза уже истекло, намаз повторять не надо, но необходимо совершить таубу и просить Аллаха о прощении («Хашият-ут-Тахтауи», стр.211).
«Мужчине не разрешается укрываться шелковой простыней, так как это подобно ее надеванию» (Бухари).
Можно пользоваться шелковым носовым платком и другими шелковыми изделиями, которые используются в быту с условием, что они применяются не ради хвастовства.
1. Шелк – украшение женщин. Надевая то, что украшает женщин, мужчины подавляют свои мужские черты.
2. В хадисе запрещено женщинам подражать мужчинам, а мужчинам – подражать женщинам. Надевая шелк, мужчины тем самым подражают женщинам.
Однако шелк мужчины могут надеть с целью лечения. Анас ибн Малик (р.а.) передает: «Посланник Аллаха (ﷺ) разрешил во время путешествия Абду-р-Рахману ибн Ауфу и аз-Зубайру ибн аль-Авваму (р.а.) носить шелковые рубахи, потому что они страдали от чесотки» (Бухари, Муслим).
Али ибн Абу Талиб (р.а.) передает, что Пророк (ﷺ) сказал: «Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение [живого существа], собака или осквернившийся человек» (Ибн Маджа).
Катада (рахимахуллахи) передает: «Мы спросили Анаса ибн Малика (р.а.), какую одежду посланник Аллаха (ﷺ) любил больше всего и он ответил: «Хлопковую йеменскую одежду с полосами (хибара)». (Бухари, Муслим).
Аиша (р.а.) передаёт: «Посланник Аллаха (ﷺ) вышел из дома в чёрной шерстяной одежде с полосками [или же изображениями наподобие верблюжьих сёдел]» (Муслим).
От Аиши (р.а.) передается, что она изготовила Пророку (ﷺ) плащ из шерсти, и он его носил. Но когда он вспотел, то обнаружил (специфический) запах шерсти и снял его, так как любил приятные запахи (ан-Насаи).
Аль-Аля ибн Абду-р-Рахман передает от своего отца (да будет доволен им и его отцом Аллах): «Я спросил Абу Са‘ида аль-Худри (р.а.) об изаре и он сказал: «На знающего напал ты… Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Изар верующего должен доходить до середины голени, и если он будет от середины голени до щиколотки, то на человеке не будет греха. А всё, что ниже щиколоток, – в Огне. Кто волочил изар свой по земле из высокомерия, на того не посмотрит Аллах!» (Ибн Мадж)
Салим ибн Абдуллах передает от своего отца (Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен ими всеми Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Длинными возможно сделать изар, рубаху и [конец] чалмы, но кто станет волочить их из высокомерия, на того не посмотрит Аллах в Судный день» (Ибн Мадж)