Nike, Mazda, Starbucks: можно ли пользоваться продуктами брендов, чьи названия имеют языческие корни?

Вопрос.

Ассаляму алейкум. Вопрос такой: я слышал, что нельзя носить одежду и обувь фирмы Найк, потому что это имя языческой богини. Правда ли это?

Ответ.

بسم الله الرحمن الرحيم

С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.

Найк (или Найки) – название транснационального бренда спортивной одежды и обуви, действительно, происходит от имени греческой богини победы Ники.

Немало названий брендов, их логотипы и т. п. заимствовано из древних мифологий и имеет языческие корни. Так, например, название автомобильного бренда Мазда – это имя зороастрийского «бога» Ахуры Мазды, что подтверждается официальным сайтом компании. Логотип компании Старбакс представляет собой изображение мифологического существа (по сути – демона) Сирены. Примеров такого рода много.

Однако языческие и мифологические корни имеют также и название дней недели в английском языке: Thursday – день Тора, Saturday – день Сатурна и т.д. Многие русские слова также имеют языческие корни: «чудо» родственно слову «кудесить», то есть «колдовать». Также и «врач» по происхождению – это колдун, заклинатель, предсказатель. Словом «бабка/бабушка» первоначально обозначались духи предков, «дед» – это дух дома, домовой.

С точки зрения дозволенности или запретности мы должны оценивать то значение, которое слово имеет в настоящее время (в исламском праве это называется «языковой урф»).

Да, слово «обожать» когда-то в прошлом было связано со словом «обожествлять/считать кого-то богом», но в современном русском языке оно давно утратило этот смысл (это значение дается в словарях с пометкой «устар.» – то есть устаревшее) и стало означать просто сильно любить кого-то или что-то. И нет никаких проблем говорить так, если ты не вкладываешь в это слово плохой смысл.

Аналогичную фетву дают также ханафитские ученые в Даруль-ифта Махмудийя (Дурбан, ЮАР):

«Многие общеупотребительные слова, например название месяцев [в английском языке], дней недели, планет и т.д. имеют греческие или римские мифологические корни. Однако все они не сохранили изначальный смысл в обычае употребления этих слов людьми. Поэтому их все можно использовать» (фетва № 39105).

По логике тех, кто запрещает носить Nikе, надо сначала найти в языке все слова, которые имеют языческие корни (что нереально), а потом полностью перестать их употреблять с свой речи, чтобы не впасть в ширк. Надо так же знать значение названия любого бренда, продукцию которого ты собираешься использовать.

Точно так же кто-нибудь может сказать, что следует бойкотировать товары компаний, которые поддерживают и финансируют ЛГБТ-движение. В интернете немало таких списков, где фигурируют популярные бренды Apple, Coca Cola, PepsiCo, IKEA, MacDonald’s, марки одежды вроде Pierre Cardin и Dolce & Gabbana. Может, и от них откажемся? Надо же быть последовательными!

Мы не возражаем, если кто-то в личной практике откажется от кроссовок Nike, айфона, Дольче и Габбана, продаст Тойоту и не будет пить кофе в Старбаксе. Но нельзя запрещать что-то от имени Аллаха, основываясь лишь на своих ощущениях.
К сожалению, некоторые люди путают решения (хукмы) фикха – темы халяля и харама – с личными ощущениями, «мне кажется», «так будет лучше».

Многие проблемы мусульман в наши дни вызваны низким уровнем религиозных знаний, самомнением и желанием самому «давать фетвы» без какой бы то ни было подготовки. Но ты же не пойдешь без подготовки и образования оперировать людей или управлять самолетом, а выдавать ответы, касающиеся религии Аллаха, – пожалуйста!

Кто-то обвиняет в неверии и ширке носящего кроссовки Nike и настаивает, чтобы тот перечитал никях со своей женой. Где-то якобы на подошве ботинок написано «Аллах», кто-то увидел в узоре молитвенного коврика профиль шайтана. Если заменить фикх на «мне кажется» – это откроет дорогу невежеству, сомнениям и васвасам (наущениям шайтана).

И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀

С уважением, муфтий республики Татарстан
Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle