Семерых Аллах укроет в Судный день

Человек не должен проявлять чрезмерность в любви и ненависти. Чрезмерная любовь станет обузой. А чрезмерная ненависть приведет к погибели. Когда кого-то любишь сверх всякой меры, то тебе будет трудно с ним расставаться. А это совсем нежелательная вещь.

Если любишь ради Аллаха, то этим заслужишь саваб. Это тот вид любви, который одобряется религией. В зависимости от положения людей эта любовь имеет разную степень. Если человек любит кого-то из-за его покорности Аллаху, то, увидев, как тот совершает нечто запрещенное Аллахом, он перестанет его любить. Ибо тот человек проявил непокорность Аллаху. Если эта непокорность проявится еще раз, то может возникнуть и ненависть.

Ненависть к непокорным Аллаху проявляется ради Аллаха. И наоборот, если тот человек начнет проявлять ещё больше покорности Аллаху, то и любовь к нему станет сильнее. Иначе говоря, в вопросах любви нужно соблюдать умеренность. В аяте сказано:

عَسَى اللَّهُ أَن يَجْعَلَ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَ الَّذِينَ عَادَيْتُم مِّنْهُم مَّوَدَّةً وَاللَّهُ قَدِيرٌ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

«Может быть, Аллах установит дружбу между вами и теми, с кем вы враждуете. Аллах – Всемогущий. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Мумтахина, 7).

Наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Человека, которого любишь, люби в меру. Может случиться так, что в однажды он станет для тебя нелюбимым» (Тирмизи, Бирр, 59; Хайсами «Зеваид», 1/643).

Любить ради Аллаха: что это значит?
Всевышний сказал: «Молитва – это близость к твоему Господу. Соблюдение поста – щит для человека. Милостыня гасит грехи, а закят – это нур. Вот теперь скажи! Какое деяние ты совершил для Меня?»
16.02.2021
9081

Досточтимый Умар (р.а.) говорил: «Пусть твоя любовь не станет для тебя обузой, и пусть твоя ненависть не станет разрушительной».

Чрезмерная любовь – это груз в человеческом сердце. Чрезмерная же ненависть может подтолкнуть человека к плохому. Если смотреть с этой точки зрения, то нельзя проявлять чрезмерность в любви и ненависти.

Мусульманин должен с любовью смотреть в лицо своего брата мусульманина. В хадисе сказано: «Когда кто-то смотрит с любовью в лицо своего брата мусульманина, то это является ибадатом».

В другом хадисе сказано: «Улыбка мумина в лицо брату мусульманину уничтожит ошибки обоих» (Тирмизи, «Китабу’ль Бирр ва ас-Сила», 1956; Ибн Маджа, 2/221).

Надо избегать всего, что может стать причиной размолвки. В хадисе сказано: «Вещь, которая разделяет двух любящих друг друга людей это совершенные ими грехи» (Ахмад «Муснад», 2/68).

В связи с этим хадисом Джунайд аль-Багдади (да помилует его Аллах) говорит: «Расставание двух человек, ставших друзьями ради Аллаха происходит из-за греха, совершенного одним из них».

Наш Пророк (с.а.с.) в одном довольно длинном хадисе говорит:

«В день киямата, когда не будет никакой тени, Аллах укроет в тени от Арша этих семерых человек:

- справедливого главу государства;
- юношу, поклоняющегося Аллаху;
- человека, имеющего сердечную привязанность к мечетям;
-тех, кто ради Аллаха любит друг друга и расстается ради Аллаха;
- мужчину, отвергшего домогательства знатной и красивой женщины, говоря: «Я страшусь Аллаха»;
- того, кто не позволяет своей левой руке знать, какую садака он отдает правой рукой;
- того кто, оставшись в одиночестве, проливает слезы, поминая Аллаха» 
(Бухари, Азан, 36; Муслим, Закят, 91).

Как было сказано, шайтан ничему другому не завидует так сильно, как двоим, любящим друг друга ради Аллаха (Авариф).

Когда люди любят друг друга ради Аллаха, эта любовь должна быть очень искренней. Такой любви положено быть чище и прозрачней воды. Аллах смотрит на искренность любви ради Него самого. Насколько любовь искренна, настолько она и чиста. Чтобы эта любовь была долгой, необходимо постоянство искренности и чистоты. В хадисе сказано:

«Эти три привычки сделают чистой твою любовь к брату по вере: приветствовать его при встрече, обращаться к нему по имени, которое ему нравится, и уступать ему место на собраниях» (Хаким «Мустадрак», 3/485; Байхаки «Шуабу’ль Иман», 6/431; Бухари «Тариху Кабир», 7/352).

Этот хадис приводит Имам Газали (да помилует его Аллах) в передаче от Умара б. Хаттаба (р.а.).

Два качества истинно верующего человека
В религии Аллаха есть обязательные дела и второстепенные. «Пусть не обольщают тебя в человеке его внешние поступки и отстранённость от людей. Истинный мусульманин – тот, кто отличается двумя качествами...
07.01.2021
4854

Дружба крепнет благодаря единству в словах, делах и милосердии... Абу Усман Хайри (р.а.) говорит, что действовать в согласии с братом по вере более действенна, чем твое сочувствие к нему.

Мумин должен следовать за братом по вере в тех вопросах, которых одобрены исламом. Это даже более важно, чем твое сострадание к нему. А твоя поддержка в его неодобряемых исламом делах – это не проявление искренности и сочувствия. Напротив, в таком случае надо ему противодействовать и постараться поставить его на правильный путь. Вывести его из дурного положения, в которое он попал, – именно этого требуют истинная дружба и искренность. В такие моменты как раз и проявляется настоящая дружба и братство, когда на самом деле требуется твоя помощь. Если не окажешь ему помощь в такое время, то когда же окажешь?

Даже если не сможет помочь делом, даже за доброе намерение надо быть благодарным брату по вере. В хадисе сказано: «Намерение мумина ценнее его поступка» (Дайлями «Фирдаус», № 7096; Байхаки «Шуабу’ль Иман», № 6860; Абу Нуайм «Хилия», 3/255).

3 подарка от Аллаха за чистое намерение
По большому счёту, человек всегда делает, что хочет. Он может не отдавать себе в этом отчёта, но это так. Безотчетность в действиях бывает опаснее самих действий. Выходит, сердце не осознаёт решений, но будет за них отвечать.
16.01.2020
16391

Имам Газали (да помилует его Аллах) давал такой же совет: «В ответ на сделанное тебе добро он имеет право ожидать благодарности. Такие поступки укрепляют взаимную любовь». Хазрати Али (р.а.) говорил: «Кто не умеет быть благодарным брату по вере за его добрые намерения, тот никогда не проявит благодарности и сделанное ему добро».

Надо радоваться тем благам, которые имеются у брата по вере, огорчаться его бедам, постараться избавить его от них. Братским отношениям, которые строятся ради Аллаха, свойственны свои особые адабы. Они предполагают необходимость совершать истигфар за брата по вере, делать для них всё, что в силах сделать. Надо трудиться ради них и молиться Аллаху, чтобы избавил их от трудностей.

Повествуется, что один из любящих друг друга на пути Аллаха поддался непреодолимой страсти. Он сказал своему другу:

- Мною овладело запретное желание. Если хочешь, давай прервем нашу дружбу.

- Мы же полюбили друг друга не ради материальной выгоды, – ответил другой.

Он поклялся Аллаху, что не будет есть и пить до тех пор, пока его друг не избавится от своих порочных желаний. Так продолжалось сорок дней. После этого он спросил у своего друга:

- Как у тебя дела? Избавился ли ты от этого состояния?

И был получен ответ:

- Да, я избавился.

И только после этого его друг начал есть и пить («Авариф»).

С кем запретил дружить Всевышний?
Дружба в исламе основывается на чувстве братства и любви ради Аллаха. «Самая надежная из уз веры» – так назвал Пророк (с.а.в.) дружбу ради Аллаха. Но к чему может привести дружба с лукавыми, двуличными и преступными людьми?
22.01.2021
8272

С человеком, которого считаешь своим другом, надо вести себя приветливо и не портить с ним отношения из-за незначительных проступков. Надо терпеливо переносить обиды и проявлять щедрость по отношению к нему.

Нужно избегать гордыни и показывать свое уважение. С другом надо встречаться каждый день. В ситуации, когда он вынужден извиняться, надо принимать извинения независимо от того, искренние они или неискренние. Друга надо встречать с любовью и почтением и расспрашивать его о делах, говоря: «Как прошло твое время в разлуке со мной?»

Сахабы при встрече друг с другом тотчас обнимались. Расставаясь, они тоже непременно пожимали друг другу руки. Делая всё это, они также не забывали возносить хвалу Аллаху. Они молились о прощении друг друга. Сколько бы раз за день они ни встречались, всегда поступали таким образом (Таберани, Авсат, 97).

Брату по вере надо давать подарки от чистого сердца. Не надо стесняться своих чувств и не нужно считать это затруднительным. Также надо с благодарностью принимать подарки от него и отвечать на это ещё лучшим подарком, не забывая при этом похвалить друга хорошими словами и поблагодарить его, помолиться за него с пожеланием добра.

Давая друг другу подарки, надо говорить: «Да вознаградит тебя Аллах ещё лучшим» (Тирмизи, Китабу’ль Бирр ва ас-Сила», № 2035; Ибн Хиббан, № 3413). Так сказано в хадисе.

9 случаев, когда мусульманину запрещено давать салям
Если же на ваше приветствие было не услышано или проигнорировано, то следует принять его самому словами...
10.06.2020
84030

Надо скрывать и не говорить другим о добре, сделанном тобою для брата по вере. Наилучший подарок мусульманина своему брату по вере – это мудрые слова. Мудрость – это утерянное добро мусульманина, которое надо ценить дороже всех мирских богатств. Когда приобретаешь что-то из одежды или продуктов, надо предложить что-нибудь из этого и брату по вере.

Ибн Умар (р.а.) рассказывал: «Как-то раз одному из сахабов нашего Пророка (с.а.с.) дали баранью голову. Он же передал эту баранью голову другому, посчитав, что тот нуждается больше. Этот человек тоже подумал: «Такой-то человек нуждается больше, чем я», – и отправил баранью голову третьему. Вот таким образом, эта баранья голова побывала в семи домах и, сделав круг, вернулась к тому человеку, который отдал ее первым» (Хаким, 3799; Байхаки, Шуаб, 3204).

Мусульманин должен остерегаться баддуа того человека, который сделал ему добро, ибо такая молитва не будет отвергнута и обязательно будет принята. Об этом имеются хадисы (Байхаки «Шуабу’ль Иман», 8723; Укайли «Ад-Дуафа», 4/299; Ибн Джаузи «Аль-Мавдуат», 3/172).

Социальные комментарии Cackle