«Bот они (мекканские язычники) горячо клялись Аллахом, что, если придет к ним знамение, они обязательно поверят в него. Скажи (им, о, Мухаммад): «Поистине, знамения – у Аллаха (Он ниспосылает их, когда и кому пожелает, а я только призываю вас к истине). И с чего вы (о, верующие) решили, что они уверуют, если оно придет к ним?». И Мы отворачиваем их сердца и взгляды (от истины, и поэтому они не видят ее), поскольку они не уверовали в него (Коран) в первый раз, и оставляем их бродить в собственном заблуждении. И даже если бы Мы низвели им ангелов (как они хотели), и (в ответ на их просьбу о воскрешении их умерших отцов) мертвые заговорили бы с ними (подтверждая твою, Мухаммад, правдивость), и Мы собрали бы перед ними все творения, они бы все равно не могли бы уверовать, если бы Аллах не пожелал этого. Но большинство их не знает (об этом)» (Аль-Анам, 109-111).
1. В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается, что когда был ниспослан аят: «Поистине, если Мы пожелаем, то ниспошлем им с неба знамение, перед которым склонятся их шеи смиренно» (Аш-Шуара, 4), многобожники сказали: «Давай же, ниспошли на нас это знамение, если ты его ниспошлешь, то мы уверуем в тебя».
Мусульмане говорили: «О, посланник Аллаха! Ниспошли им такое знамение, пусть они уверуют». И тогда были ниспосланы эти аяты [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/103].
2. В риваяте, переданном от Мухаммада ибн Каба аль-Курази, говорится: «Курайшиты, разговаривая с посланником Аллаха (с.а.с.), сказали: «О, Мухаммад! Ты нам рассказываешь, что у Мусы был посох, от удара которым по камню из него начинала бить вода, Иса оживлял мертвых, а у племени Самуд была верблюдица. Яви и ты нам какие-нибудь чудеса, чтобы мы поверили тебе».
Актуально! Читайте также: Какими чудесами обладали пророки?
Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у них: «Какое чудо вы хотите, чтобы я явил вам?». Они сказали: «Преврати холм Сафа в золото». Посланник Аллаха (с.а.с.) уже начал было делать дуа Аллаху, как в этот момент к нему пришел Джибриль.
Он сказал: «О, Мухаммад! Если пожелаешь, то холм Сафа превратится в золото. Однако если после ниспослания этого чуда они не уверуют, то я всех, кто его видел и не уверовал, подвергну наказанию. Или же я могу не ниспосылать никакого чуда, дав им возможность покаяться и прийти к вере».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не надо ниспосылать чуда. Оставь их, и пусть покаются те из них, кто покается». И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 153-154; Табери, Джамиуль-Байан, 7/210].
Ибн Кясир говорил, что данный риваят является мурсаль (то есть в цепочке передатчиков пропущен сахаба), но наряду с этим он говорил, что существуют другие риваяты, переданные по другим каналам, которые подкрепляют данный риваят [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/309].
3. В другом риваяте сообщается, что чудо у посланника Аллаха (с.а.с.) просили не мекканские многобожники, а мусульмане, которые в связи с клятвой многобожников о том, что они уверуют, если им будет явлено чудо, сказали посланнику Аллаха (с.а.с.): «О, посланник Аллаха! Раз они поклялись, что уверуют, если им будет ниспослано чудо, то попроси этого у своего Господа».
Таким образом, причиной ниспослания этого аята стали не многобожники, а мусульмане [Табери, Джамиуль-Байан, 7/211-212].
Вне зависимости от того, чье желание о ниспослании чуда стало причиной ниспослания этих аятов, мусульман или многобожников, по сути, между этими риваятами нет никакой разницы. Так как в обоих случаях было высказано одно и то же желание продемонстрировать чудо.
Кроме того, случаи, описываемые в этих двух риваятах (и даже в трех риваятах), могли происходить в одно и то же время в одном собрании. Многобожники могли обратиться с такой просьбой к посланнику Аллаха (с.а.с.), когда рядом с ним находились его сподвижники, и точно так же могли принести клятву о том, что уверуют.
К этому их желанию прибавилось желание сахабов, и посланник Аллаха (с.а.с.) приступил к совершению дуа. Поэтому, на наш взгляд, между этими двумя риваятами, а также самым первым риваятом нет никаких противоречий.
Что же касается причины ниспослания аята: «И даже если бы Мы низвели им ангелов (как они хотели), и (в ответ на их просьбу о воскрешении их умерших отцов) мертвые заговорили бы с ними (подтверждая твою, Мухаммад, правдивость), и Мы собрали бы перед ними все творения, они бы все равно не могли бы уверовать, если бы Аллах не пожелал этого. Но большинство их не знает (об этом)», то в риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается следующее:
«Группа мекканцев, насмехавшихся над исламом и мусульманами, пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала: «Оживи некоторых из наших умерших, и спросим у них, является ли то, что ты принес, истиной, или же это ложь? Или покажи нам ангелов, которые засвидетельствовали бы, что ты посланник Аллаха. Или приведи к нам Аллаха и ангелов».
В ответ на это и был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/106].
В другом риваяте, переданном также от Ибн Аббаса, и касающемся причины ниспослания 111 аята, сообщается, что из жителей Мекки над Кораном насмехались следующие пять человек: Аль-Валид ибнуль-Мугира аль-Махзуми, Аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахми, Аль-Асвад ибн Абдуйагус аз-Зухри, Аль-Асвад ибнуль-Мутталиб и Аль-Харис ибн Ханзала.
Эти пятеро вместе с группой других жителей Мекки пришли к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказали: «Покажи нам ангелов, которые засвидетельствовали бы, что ты посланник Аллаха. Или оживи некоторых из наших умерших, и спросим у них является ли то, что ты принес, истиной, или же это ложь? Или приведи к нам Аллаха и ангелов, чтобы они поручились за то, что ты говоришь».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 13/149-150].