Зачем нужны мазхабы, если есть Коран и Сунна?
Вопрос.
Почему мы обращаемся к имамам четырех мазхабов при наличии Корана и хадисов?
Ответ.
Единственной целью имамов всех четырех мазхабов было разъяснение Корана и Сунны. Известно много случаев, когда они отказывались от своего первоначального мнения при обнаружении доводов, более соответствующих Корану, Сунне и общему мнению сахабов. Они часто говорили: «Если мое мнение будет противоречить достоверному хадису, то этот хадис и есть мой мазхаб». Эти высказывания упоминаются в достойных доверия трудах.
Тем самым они выражали абсолютную привязанность своих суждений первоисточникам. Ни один из них не считал себя установителем законов. Истинный законодатель – это Всевышний Аллах, и Его законы людям донес Посланник Аллаха (мир ему).
Более того, в вопросах фарзов ни у одного из четырех мазхабов не возникает разногласий. Различия есть лишь в ваджибе, сунне и мустахабе, и все они вытекают из некоторых особенностей, как, например, местность, культура, определённый менталитет и пр.
Мусульмане следуют за имамами мазхабов, так как они разъяснили Коран и Сунну с такой компетентностью, которой после них никто не сможет достичь. К примеру, после Имама А᾿зама никому не довелось брать уроки у 4000 человек, а после Имама Ахмада б. Ханбаля выучить 1 миллион хадисов.
Его высказывание «Если мое слово противоречит достоверному хадису, ударьте им об стену» было обращено к знающим людям, муджтахидам уровня мазхаба, пришедшим им на смену, знавшим методы следования им, полностью владеющим религиозными знаниями.
Большинство из этих личностей знали наизусть десятки тысяч хадисов, имели представление о доводах по каждому вопросу, о сильных и слабых сторонах имамов мазхабов, в совершенстве владели научной методологией. И при этом, постоянно предпочитая путь богобоязненности, в своих поступках были более чистыми, чем требовали в своих фетвах.
Хафиз и факих Имам Навави говорил так: «У мухаддиса Хузаймы спросили: «Есть ли такая достоверная Сунна, которую Шафии не поместил в свои труды?» И он ответил: «Нет». Несмотря на это, из-за неспособности человека охватить все, Шафии оставил людям завет: при обнаружении хадиса, противоречащего его высказываниям, действовать согласно достоверному хадису».
Абу Амр говорил: «Не нужно торопиться поступать в соответствии с этим наказом Шафии. Не каждому факиху дозволено поступать самостоятельно, руководствуясь хадисом, которого он считает доводом. Это лишь о тех, кто в мазхабе удостоился права совершать иджтихад».
Также по этой теме читайте:
Из книги "Ответы ложным толкованиям истинной религии"
Читайте также:
-
Следование мазхабам: неопровержимые далили из Корана и Сунны
Ученые, которые установили законы ислама, определили таклид как готовность поступать в соответствии со словами имама без требования далиля (довода). Ссылаясь на данное объяснение, некоторые люди стали говорить, что подобное следование какому-то человеку без доказательств есть чуть ли не отступление от веры, многобожие - поклонение человеку, а не Аллаху
-
Можно ли мужчине прикоснуться, поцеловать и обнять по-дружески мусульманку?
Из опасения смуты (фитны) и греха, молодой женщине запрещается открывать лицо перед мужчинами. И даже если мужчина уверен в том, что способен сдержать свою страсть (шахват), все рано ему запрещено прикасаться к лицу и рукам женщины
-
Диета мусульманина: что не следует есть перед сном?
Образ жизни большинства наших современников характеризуется высокими нервно-психологическими нагрузками в сочетании с малой физической активностью. Вот почему избыточное высококалорийное питание может нанести непоправимый вред организму, способствуя нарушению обмена веществ, развитию атеросклероза и других «заболеваний века», к которым, безо всяких сомнений, можно отнести бессонницу.
-
Намаз, который является наилучшим, после пяти обязательных. Пример чтения
Витр намаз состоит из 3-х рака'атов. Его совершают после 'иша намаза. Витр намаз отличается от других намазов тем, что в 3-м рака'ате после чтения суры «Фатиха» и ещё одной суры из Корана, перед совершением руку'а (поясного поклона) со словами «Аллаху Акбар» руки поднимают (как во время вступительного такбира), а затем вновь складывают. После этого читают ду'а «аль-Кунут», и со словами «Аллаху Акбар» совершают руку'.
-
Кому, с точки зрения ислама, принадлежит совместно нажитое супругами имущество?
Понятие «совместно нажитое имущество» получило распространение в современном праве. Данное понятие подразумевает, что в семье все имущество является общим. Однако с точки зрения ислама такой подход является ошибочным и может стать причиной ущемления прав одного из супругов.
-
Примет ли Всевышний покаяние человека, находящегося при смерти?
Аллах принимает покаяния того, кто, осознав свои грехи, обращается к Нему за прощением в минуты раскаяния. Всевышний даёт шанс вернуться к Нему. Он Милосердный, неустанно принимающий наши покаяния снова и снова. Однако...
-
Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): «Будь сильным верующим, а не слабым»
«Будь сильным верующим, а не слабым». Что же подразумевается под понятием "силы" в данном хадисе? В статье приведены 8 свойств по-настоящему сильного человека.
-
Нарушается ли омовение из-за сна в сидячем положении?
ывает на работе из-за усталости я прямо сидя за столом могу уснуть на пару минут, а проснувшись сразу думаю о том, нужно ли мне обновлять омовение, или я могу и дальше читать намаз, с предыдущим тахаратом? Объясните нужно ли в таком случае обновлять тахарат?