Между халялем и харамом: как распознать сомнительное?
Вопрос:
– Говорят между халялем и харамом всегда есть то, что сомнительно? Что это значит и как в этом разобраться?
Ответ:
Нуман ибн Башир (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:
الحَلاَلُ بَيِّنٌ، وَالحَرَامُ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا مُشَبَّهَاتٌ لاَ يَعْلَمُهَا كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى المُشَبَّهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ: كَرَاعٍ يَرْعَى حَوْلَ الحِمَى، يُوشِكُ أَنْ يُوَاقِعَهُ، أَلاَ وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى، أَلاَ إِنَّ حِمَى اللَّهِ فِي أَرْضِهِ مَحَارِمُهُ، أَلاَ وَإِنَّ فِي الجَسَدِ مُضْغَةً: إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الجَسَدُ كُلُّهُ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الجَسَدُ كُلُّهُ، أَلاَ وَهِيَ القَلْبُ
«Дозволенное (халяль) очевидно, и запретное (харам) очевидно, но между ними находится сомнительное, о чем не знают многие люди. Кто остерегается сомнительного, тот очищает свою религию и свою честь. А кто попадает в сомнительное, тот подобен пастуху, который пасет (свое стадо) около заповедного места – оно вот-вот окажется там. Знайте же, что у каждого владыки есть заповедное место. И знайте же, что заповедное место Аллаха – запрещенное Им. Поистине, в теле есть кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим все тело. А если он портится, то портится все тело. Знайте же, что это – сердце!» (Бухари, Иман, 40; Муслим, Мусакат, 20)
Точно также по мере возможности была сохранена связь между лексическим и терминологическим значением слова «таква». Наивысшая степень богобоязненности требует избегать даже самых малых грехов и отказываться от всего сомнительного.
Однако в наше время невозможно избежать абсолютно всего, что является сомнительным. Поэтому то сомнительное, которое не является близким к хараму, остается за рамками понятия таква (богобоязненность).
Так как степень покорности определяется возможностями, которыми обладает человек. Таким образом, чтобы достичь богобоязненности необходимо избегать харама и того, что считается тахриман-макрухом. Это то, что известно мне.
Истину же знает только Аллах Всевышний.
Шаг до запретного: 3 вида заработка, являющихся макрух-тахрим
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Наступят такие времена, когда человек не будет беспокоиться о том, является ли его заработок дозволенным или запретным» (Бухари, 7).
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Читайте также:
-
Можно ли мужчине прикоснуться, поцеловать и обнять по-дружески мусульманку?
Из опасения смуты (фитны) и греха, молодой женщине запрещается открывать лицо перед мужчинами. И даже если мужчина уверен в том, что способен сдержать свою страсть (шахват), все рано ему запрещено прикасаться к лицу и рукам женщины
-
Зависть и защита от зависти
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни один человек не может избавиться от трех вещей: сомнения, суеверия и зависти»
-
В каких случаях намаз может быть не принят?
В главе об азане и камате книги «Танбих» написано, что «мусульманину нельзя без разрешения стоящих позади него становиться перед молящимися в качестве имама, а в том случае, когда он встал без разрешения, то намаз джамаата будет воспринят, а его намаз – нет». Кто здесь имеется в виду под словом «имам» и прихожане?
-
Что такое «запечатывание сердца» и почему это происходит?
Запечатывание сердца является...
-
4 важных совета для молодых мусульман
Этот вопрос является одним из самых больших испытаний для человечества, а сегодня, то есть в наше время возможно это стало самым труднопреодолимым препятствием. Но и даже это препятствие человек способен преодолеть. И у этой проблемы есть пути решения.
-
Мусульманский ученый, который за 1000 лет до Дарвина открыл механизмы эволюции
Он также написал книги по психологии, арабскому языку и грамматике. Все они написаны на языке, очень доступном для простого человека.
-
Что такое смерть?
Всю свою жизнь человек бежит за благами и наслаждениями этого мира, а по пятам за ним гонится смерть, которая непременно схватит его – это лишь вопрос времени. Но что же значит смерть для верующего?
-
Турецкий город, подаривший миру сразу двух пророков
По данным археологических раскопок история города насчитывает более 12 тысяч лет. Считается, что история турецкого города связана с судьбой некоторых пророков, в том с пророком Аюбом и Ибрахимом (мир им).