«Стыдитесь перед Аллахом должным образом»: что нужно знать о контроле над своим нафсом

Фото: Odua Images/ shutterstock.com

Фото: Odua Images/ shutterstock.com

Бесстыдство является очередным бедствием сердца. Противоположностью бесстыдства является стыдливость и совестливость.

Стыдливость подразумевает контроль над своим нафсом (эго) из страха совершить что-то плохое. Ибн Масуд (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал:

اِسْتَحْيُوا مِنَ اللَّهِ حَقَّ الْحَيَاءِ

«Стыдитесь перед Аллахом должным образом». Мы сказали: «О, посланник Аллаха! Хвала Аллаху, мы испытываем стыд перед Ним».

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيْسَ ذَلِكَ وَ لَكِنَّ الْاِسْتِحْيَاءَ مِنَ اللَّهِ حَقَّ الْحَيَاءِ أَنْ تَحْفَظَ الرَّأْسَ وَ مَا وَعَي وَ الْبَطْنَ وَ مَا حَوَي وَ الْتَذْكُرِ الْمَوْتَ وَ الْبِلَي وَ مَنْ أَرَادَ الْآخِرَةَ تَرَكَ زِينَةَ الدُّنْيَا وَ أَثَرَ الْآخِرَةَ عَلَي الْأُولَي فَمَنْ فَعَلَ ذَلِكَ فَقَدْ اِسْتَحْيَ مِنَ اللَّهِ حَقَّ الْحَيَاءِ

«Стыдиться должным образом означает не это. Испытывать стыд перед Аллахом должным образом означает защиту головы и всех частей тела, живота и внутренних органов, а также подразумевает необходимость постоянно помнить о смерти и тлене. Тот, кто желает вечной жизни, пусть откажется от украшений жизни мирской, и отдаст предпочтение вечной жизни перед жизнью мирской. Кто сделает это, тот и будет тем, кто испытывает стыд перед Аллахом должным образом» (Тирмизи, Сыфатуль-Кыйама, 25).

В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:

اَلْحَيَاءُ مِنَ الْاِيمَانِ وَ الْاِيمَانُ فِي الْجَنَّةِ وَ الْبَذَاءُ مِنَ الْجَفَاءِ وَ الْجَفَاءُ فِي النَّارِ

«Стыдливость от веры, а вера ведет в Рай. Скверное слово — от мучений, а мучения будут в Аду» (Тирмизи, Бирр, 65; Ибн Маджа, Зюхд, 17).

В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) говорится:

مَا كَانَ الْفُحْشُ فِي شَيْئٍ اِلَّا شَانَهُ وَ مَا كَانَ الْحَيَاءُ فِي شَيْئٍ اِلَّا زَانَهُ

«Скверное слово делает скверным то, где оно присутствует. Тогда как стыдливость украшает то, в чем она присутствует» (Тирмизи, Бирр, 47).

Фото: Liubovart/ shutterstock.com

Фото: Liubovart/ shutterstock.com

Наиболее достойным проявлением стыдливости, является стыдливость перед Аллахом Всевышним. Затем следует стыдливость перед людьми в том, что не является грехом, или чем-то порицаемым.

Стыдливость в том, что касается повеления одобряемого и удержания от порицаемого, а также отказ вследствие стыдливости от выполнения некоторых сунн, например, использование мисвака, ношение короткой и залатанной одежды, хождение босиком, облизывание пальцев и посуды после еды, подбирание и съедание упавших со стола кусков пищи и хлебных крошек, отказ от выполнения обязанностей муэдзина или имама, является скверным и достойным порицания поступком. Так как подобное поведение может свидетельствовать о трусости и слабости человека, или о наличии у него рийа (показухи) и высокомерия.

Даже если предположить, что это некое проявление стыдливости, то это будет проявлением стыдливости перед людьми, а с другой стороны это будет проявлением бесстыдства и дерзости по отношению к Аллаху Всевышнему и Его посланнику ﷺ. Аллах и Его посланник более достойны того, чтобы перед ними испытывать стыдливость.

Так каким же будет состояние того, кто отказываясь от фардов и сунн, не испытывает стыдливости перед своим Создателем и Спасителем, наделившим его уделом и наставившим на прямой путь, а испытывает стыдливость перед ничтожными творениями, в надежде удостоиться их похвалы и добиться их расположения? Такой человек будет лишен заступничества и будет обречен на мучительные страдания. Прибегаем к защите Аллаха Всевышнего от подобной участи.

Понятие "Нафс" в доктрине ислама

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Социальные комментарии Cackle