Зависть и защита от зависти

ЗАВИСТЬ И ЗАЩИТЫ ОТ ЗАВИСТИ

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни один человек не может избавиться от трех вещей: сомнения, суеверия и зависти». Возникновение зависти, как и сомнений и суеверных мыслей, неподвластно человеку. Но мы видим, что несмотря на универсальность этого закона для всех людей, не все обладают одинаковой степенью завистливости и суеверности. Психоаналитик Мелани Кляйн писала: «Бес сомнения, фрустрации и несчастливые обстоятельства, возникающие в течение жизни, пробуждают зависть и ненависть у каждого человека, но сила этих эмоций и способы совладания с ними существенно различаются».

Влияние зависти

Зависть сжигает благодеяния человека так же, как огонь сжигает дрова. Помимо потери в благодеяниях, зависть становится тяжелой душевной обузой для завистника, которая лишает его покоя и радости собственным благам и милостям. Такой человек теряет добрую веру в себя и способность быть искренним. Чосер в «Сказке о Парсопсах» писал: «Несомненно, зависть – самый худший из грехов; поскольку остальные грехи – это грехи против какой-то одной добродетели, в то время как зависть – против всех добродетелей и против всего хорошего». Именно зависть и сопутствующая ей гордость привели Иблиса к проклятью и гневу Аллаха. С вершины почтения он скатился в пропасть геенны, которая ему обещана Всевышним. Зависть – это подражание шайтану и собственный маленький ад человека.

Относительная свобода от зависти служит основой психического здоровья и благого нрава человека. Отсутствие зависти делает человека жизнерадостным, полным душевных сил, даже после больших несчастий и испытаний. Он легко восстанавливает душевный покой, умеет ценить свои блага и быть благодарным за них. В тоже время этот человек способен испытывать интерес к другим людям и радоваться с ними за их успехи.

​Защиты от зависти

Зависть – настолько неприятное не только по ощущениям, но и по осознанию чувство, что человек склонен выстраивать против него внутренние защиты. Эти защиты облегчают ему переживание зависти, но вряд ли меняют суть проблемы.

Другой формой обесценивания является обесценивание не чужих успехов, а собственных способностей и талантов. «Некоторые люди могут быть неспособны к развитию своих талантов и их успешному использованию. В других случаях это отношение возникает только в определенных ситуациях, когда есть опасность соперничества со значимой фигурой. Обесценивая свои таланты, они одновременно отрицают зависть и наказывают себя за нее».

Защит от зависти много, и все они носят душеразрушающий характер. Кажется, что все возможные уловки нафса в стремлении защититься от нафса собраны в одном хадисе, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни обманывать его, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи».

Социальные комментарии Cackle