Как люди превращаются в фараонов?

Вопрос.

Можете ли вы провести сравнение воспитания по Корану и вне Корана? 

Ответ.

Чтобы подробно ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть к чему приводит воспитание вне Корана. Что мы понимаем под коранической нравственностью и методом воспитания?

Это весь опыт, собранный человечеством, благодаря посланным Всевышним пророкам, начиная от Адама (мир ему) до пророка Мухаммада (мир ему). Некоторые элементы этой нравственности частично сохранились в прежних Святых Писаниях, однако окончательно они были собраны в Священном Коране.

Рассматривая эти аспекты, мы попытаемся описать портрет того, кого Коран называет “фараоном” и выявить некоторые его основные признаки. 

Как люди превращаются в фараонов

Воспитание вне ценностей Корана, как видно из множества примеров, (если говорить языком Корана) превращало людей в потенциальных фараонов со своими низменными качествами. Этот момент имеет два аспекта.

С одной стороны,  ощущение силы и власти приводит к проявлению агрессии, деспотичности, жестокости и эгоистичности. С другой стороны, ощущение слабости и безвластия приводит к низости и жалкому состоянию. Это применимо не только к фараону, находившемуся перед пророком Мусой (мир ему), но и к другим примерам его воплощений в истории человечества.

Наверное, наш современный мир полон примеров таких фараонов. Когда они в чем-то нуждаются или в чем-то видят выгоду, то готовы чуть ли не целовать ноги, а когда их ноги уверенно стоят на твердой почве и чувствуют свою силу, то превращаются в агрессивного хищника и жестоко эгоиста. В Священном Коране такие люди являются олицетворением Фараона и Намруда.

Психологию людей, превратившихся в фараонов, Коран описывает следующим образом: “Он собрал толпу и громко воззвал, и сказал: “Я - ваш всевышний господь!” [Сура Ан-Назиат, 79:23-24].

В этот момент фараон был полон безмерной гордыней, а благодаря своей армии и окружению видел себя великим. Но есть и момент его униженного, жалкого состояния. В этом положении он выглядит самым жалким из людей. Коран это состояние описывает следующим образом:

“Мы переправили сынов Израиля через море, а фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Израиля. Я стал одним из уверовавших” [Сура Йунус 10:90].

Если внимательно посмотреть на эту ситуацию, даже из слов фараона понятно о его неискренности. Его крики лишь вынужденное проявление двуличия. Есть вероятность того, что если в тот момент слова фараона были бы сказаны с абсолютной искренностью, то Всевышний мог бы принять его иман [вера]. Всевышний не принял обращенные к Нему душераздирающие крики, так как они не были искренними, а были лишь результатом полного бессилия и отчаяния.

Это типичный пример всех фараонов. В наши дни, к сожалению, мы сталкиваемся с большим количеством подобных людей. Однако будет ошибочным утверждать, что все люди, получившие воспитание вне ценностей Корана, являются фараонами.

Как мы уже писали ранее, в других Святых Писаниях тоже частично сохранились эти ценности. Иногда в уверовавшем человеке мы можем встретить черты “фараоновой нравственности”, а у неуверовавшего, наоборот, черты нравственности пророка Мусы (мир ему).

Если черты фараона начнут проявляться у уверовавшего человека, то в конечном результате он может превратиться в самого фараона. А человек, обладающий прекрасной нравственностью пророка Мусы (мир ему), однажды сможет пойти по его следам.

Всевышний не смотрит на внешний вид человека, его расу и социальное положение, Он смотрит на его сердце, чем оно живет, на его богобоязненность [таква], на набожность и благочестие. Другими словами, смотрит на качество и содержание.

По этому поводу Посланник Аллаха (мир ему) сказал следующее:

“Всевышний не смотрит ни на ваши тела, ни на вашу внешность. Он смотрит на ваши сердца” [Муслим, Бирр, 33; Ибн Маджа, Зухд, 9].

(Продолжение следует)

Islam-today

Социальные комментарии Cackle