Чем отличаются сунниты от шиитов?

Противостояние между шиитами и суннитами в большей степени основывается на «исторических и текущих политических факторах».  Однако потенциал столкновения между течениями возникает не только из-за провокаций внешних сил или политических разногласий – продолжает обсуждать основы конфликта между исламскими течениями в своей колонке обозреватель газеты «Заман» Али Булач. 

Есть также ряд причин связанных с расхождением в понимании теологии (калам), юриспруденции (фикх), Сунны и основ мусульманского права (усуль), которые как бы подпитывают конфликт.  Хотя детали разногласий по вышеперечисленным причинам не обсуждаются широкой общественностью, сторонники сближения течений обращают внимание на то, что пока не будет достигнуто взаимопонимание по вопросам калама, фикха, Суннны и усуля потенциал возникновения конфликта будет оставаться высоким и угрожать политическому и социальному единству мусульман.

Исходя из собственных наблюдений и изучения источников, я твердо убежден, что «честолюбие и амбиции политиков», несмотря на их обратные заявления, служат поводом для превращения расхождений в интерпретации и практике религиозных вопросов в конфликт.  Именно политики пытаются эксплуатировать богословские расхождения для получения политических дивидендов.  Различия между исламскими течениями воспринимаются всего лишь как «расхождения в интерпретации, толковании и практике», если обсуждать их в рамках усуля, однако в руках политиков эти расхождения тут же превращаются в спорные вопросы с высоким потенциалом создания конфликтных ситуаций.  В ответ на предложения сближения течений, политики начинают придумывать небывалые оговорки, которые в итоге, образно выражаясь, сводятся к следующему призыву противной стороны: «ты оставь свои убеждения и политическую автономию, переходи на нашу сторону и полностью нам подчиняйся!» Такого рода подход не только не ведет к объединению или даже сближению, а наоборот подпитывает так любимый политиками конфликт.

Для устранения легитимной составляющей конфликтов между шиитами и суннитами необходимо спокойно обсудить разногласия в интерпретации и практике религиозных вопросов, определить и специфицировать: а) основные пункты разногласий, б) точки соприкосновения, с) пункты по выработке общей позиции.  В этом отношении большая ответственность лежит на специалистах, просветителях и богословах.

Как оговаривалось выше между шиитами и суннитами имеют место быть расхождения в сфере теологии и юриспруденции. Необходимо отметить, что в вопросах основ веры (Единобожие, пророчество, загробная жизнь), основ ислама и разрешенного и запретного между нами нет расхождений. И то и другое течение являются ахлю кибла.  В основе это показывает, что между шиитами и суннитами больше общих позиций, чем разногласий.

Теологические расхождения между шиитами и суннитами выражаются в вопросах «преемственности, возвращения ожидаемого имама (радж’a) и скрытого состояния (гайба) последнего имама (Махди)».  Правовые расхождения в принципе не отличаются от расхождений между четырьмя правовыми школами суннитов (мазхаб). Каждый мусульманин свободен в выборе мазхаба. Например, существует фетва аль-Азхара и Махмуда Шалтута согласно джафаритскому мазхабу, которая даже была занесена в семейный кодекс Египта, что при определенных условиях трижды произнесенная формула развода может считаться за одну.  Один из главных личностей «Такриб аль-Мазахиб» шейх Шалтут сказал следещее: «В некоторых вопросах я давал фетвы согласно джафаритскому мазхабу».  Аятоллах Мухаммад Шихабуддин особенно после иранской революции говорил, что в практических вопросах, там где не шиитский фикх недостаточен, необходимо прибегать к усулю ханафитов и маликитов.

Основная проблема заключается в понимании Сунны, передаче хадисов,  самих передатчиках и разборе цепи передатчиков.

По-моему мнению разногласия между шиитами и суннитами можно разделить на следующие категории:

1)Разногласия, исчезнувшие в историческом процессе

2) Текущие разногласия

3) Разногласия, по которым со временем можно выработать общую позицию.

Заман

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ШИИТЫ И СУННИТЫ РАЗНИЦА. ТЕКУЩАЯ КОНЪЕКТУРА

СУННИТЫ И ШИИТЫ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СУННИТЫ ОТ ШИИТОВ?

РАЗЛИЧИЯ СУННИТОВ И ШИИТОВ. РАЗНОГЛАСИЯ, ИСЧЕЗНУВШИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

ШИИТЫ И СУННИТЫ. РАЗНОГЛАСИЕ БУДУЩЕГО: МАХДИ ИЛИ ПРИШЕСТВИЕ 12-ГО ИМАМА

РАЗЛИЧИЯ ШИИТЫ И СУННИТЫ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ПЕРЕДАЧЕ ХАДИСОВ

ШИИТЫ И СУННИТЫ. НАМ НУЖЕН УМАР ИБН АБД АЛЬ-АЗИЗ

ЭРДОГАН: «МЫ ВРАГИ РЕЖИМА АСАДА»

ХРИСТИАНСКИЙ ПАСТОР УТВЕРЖДАЕТ - В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО ТУРЦИЯ СТАНЕТ МИРОВОЙ ДЕРЖАВОЙ

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ ИРАНА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТУРЦИИ

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЕЙСТВИЯ ТУРЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СИРИИ?

ИРАНСКИЙ ГЕНКОНСУЛ: У ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ ЕСТЬ СТИХИ О «НОЧИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ» И ДАЖЕ ОБ ИМАМЕ ХУСЕЙНЕ

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭТО САМЫЙ ЛУЧШИЙ МОМЕНТ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИРАНОМ И ИРАКОМ

АЛАВИТЫ ТУРЦИИ ХОТЯТ ОСТАТЬСЯ «КЯФИРАМИ»

Социальные комментарии Cackle