Ответ:
В основе этого вопроса лежит ошибочное понимание таких понятий, как «время» и «извечность». Поскольку человек живет во времени и пространстве, то он рассматривает любое событие с точки зрения временных рамок, и проводит ошибочную аналогию извечности со временем. Этот вопрос как раз и является итогом этой ошибочной аналогии.
«Время» – это абстрактное понятие, подразумевающее череду событий, происходящих с момента сотворения всего созданного. Все созданное плывет в этом потоке реки-времени. Обретение существования созданными, их изменение, старение и смерть, происходят в этом потоке.
«Прошлое», «настоящее» и «будущее» являются относительными понятиями. Настоящий момент нашей жизни, относительно прошедшего момента является «будущим», а в следующий момент, уже будет именоваться «прошлым». То есть все эти периоды времени, являются таковыми относительно созданных. И только к созданным применимы такие понятия, как «век, год, день, вчера, сегодня, завтра».
Что же касается понятия «извечность», то оно не означает бесконечности с точки зрения времени. В извечности нет прошлого, настоящего, будущего, места и сотворенного. Разум не способен представить извечность, как временную цепочку. Если время можно разделить на такие промежутки, как эпоха, век, год, месяц, день, час, секунда, мгновение, то вечность разделить невозможно. Так же невозможно представить и точку начала извечности.
Понятие «извечность» относится только к Аллаху Всевышнему, который пречист и бесконечно далек от обладания местом и временем. Эта истина, выражена в одном из хадисов, в котором сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах существовал, и не существовало ничего другого» (Бухари, Магази, 67, 74, Бадуль-Халк, 1, Таухид, 22; Тирмизи, Манакиб, 3946).
Таким образом, стало понятно, что Аллах Всевышний – извечен и вечен, то есть Его существование не имеет ни начала, ни конца, а время берет свое начало с момента создания творений.
Следовательно, вопрос, который был задан, следует сформулировать иначе, например, так: «Аллах существовал извечно, и не существовало ничего другого, кроме Него. Что же делал Аллах извечно?».
Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что Аллах Всевышний не обязан извечно делать что-то, так же как «неделание» не является для Него недостатком. Так как если бы даже Он не создал все сущее, все равно Он бы обладал самыми совершенными менами и атрибутами. То есть сотворение созданных, ничего не прибавило к Его совершенству и ничего не убавило от него.
После этого краткого разъяснения, постараемся ответить на заданный вопрос, разделив ответ на два пункта:
Абсолютное совершенство присуще исключительно сущности Аллаха, так же как только Ему присущи совершенные восхваления и возвеличивания.
Необходимо отметить, что все вышеописанное происходило вне временных рамок. То есть нельзя рассматривать это, с точки зрения череды событий во времени.
Islam-Today
Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!