Что ответить тому, кто спрашивает «Что делал Аллах до сотворения вселенной?»
Ответ:
В основе этого вопроса лежит ошибочное понимание таких понятий, как «время» и «извечность». Поскольку человек живет во времени и пространстве, то он рассматривает любое событие с точки зрения временных рамок, и проводит ошибочную аналогию извечности со временем. Этот вопрос как раз и является итогом этой ошибочной аналогии.
«Время» – это абстрактное понятие, подразумевающее череду событий, происходящих с момента сотворения всего созданного. Все созданное плывет в этом потоке реки-времени. Обретение существования созданными, их изменение, старение и смерть, происходят в этом потоке.
«Прошлое», «настоящее» и «будущее» являются относительными понятиями. Настоящий момент нашей жизни, относительно прошедшего момента является «будущим», а в следующий момент, уже будет именоваться «прошлым». То есть все эти периоды времени, являются таковыми относительно созданных. И только к созданным применимы такие понятия, как «век, год, день, вчера, сегодня, завтра».
Что же касается понятия «извечность», то оно не означает бесконечности с точки зрения времени. В извечности нет прошлого, настоящего, будущего, места и сотворенного. Разум не способен представить извечность, как временную цепочку. Если время можно разделить на такие промежутки, как эпоха, век, год, месяц, день, час, секунда, мгновение, то вечность разделить невозможно. Так же невозможно представить и точку начала извечности.
Понятие «извечность» относится только к Аллаху Всевышнему, который пречист и бесконечно далек от обладания местом и временем. Эта истина, выражена в одном из хадисов, в котором сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах существовал, и не существовало ничего другого» (Бухари, Магази, 67, 74, Бадуль-Халк, 1, Таухид, 22; Тирмизи, Манакиб, 3946).
Таким образом, стало понятно, что Аллах Всевышний – извечен и вечен, то есть Его существование не имеет ни начала, ни конца, а время берет свое начало с момента создания творений.
Следовательно, вопрос, который был задан, следует сформулировать иначе, например, так: «Аллах существовал извечно, и не существовало ничего другого, кроме Него. Что же делал Аллах извечно?».
Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что Аллах Всевышний не обязан извечно делать что-то, так же как «неделание» не является для Него недостатком. Так как если бы даже Он не создал все сущее, все равно Он бы обладал самыми совершенными менами и атрибутами. То есть сотворение созданных, ничего не прибавило к Его совершенству и ничего не убавило от него.
После этого краткого разъяснения, постараемся ответить на заданный вопрос, разделив ответ на два пункта:
- Аллах Всевышний извечно наблюдал свою сущность, присущие своей божественности достоинство, величие, великолепие и совершенство.
Абсолютное совершенство присуще исключительно сущности Аллаха, так же как только Ему присущи совершенные восхваления и возвеличивания.
- Аллах Всевышний предопределял и созерцал сущность, параметры и внешний вещей, которые являлись бы проявлением и свидетельством Его священного существования, совершенных атрибутов и божественных имен.
Необходимо отметить, что все вышеописанное происходило вне временных рамок. То есть нельзя рассматривать это, с точки зрения череды событий во времени.
Islam-Today
Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!
Читайте также:
-
«Хизб ут-тахрир» - исламская партия или секта заблудших?
Часто от последователей «Хизбут-тахрир» приходится слышать, что они не «секта», а «политическая партия с Исламской идеологией». Понятно, что сектант будет всегда отрицать свою приверженность к какой-либо секте. Более того, будучи вовлеченным, человек даже может не подозревать, или не знать, что состоит в «группе заблудших».
В представленном аналитическом материале попробуем разобраться, какие характерные признаки сект выделяют современные исследователи и одновременно сопоставим эти признаки с официальной идеологией и практическими действиями «Хизбут-тахрир».
-
За что мусульманин будет держать отчет в Судный день?
Однажды Муса (алейхи салям) обратился к Аллаху с дуа: «О, Господь! Покажи мне одного из своих друзей». Аллах Всевышний ниспослал Мусе (алейхи салям) следующее откровение: «Взойди на такую-то гору. На этой горе войди в такую то пещеру. И в этой пещере ты увидишь одного из моих друзей».
Отправившись в указанное место, Муса (алейхи салям) обнаружил там мертвого человека
-
Чудеса Пророка Мухаммада (ﷺ)
Помимо величайшего чуда, дарованного Пророку Мухаммаду(ﷺ), Посланник Аллаха (ﷺ) совершил много чудес, свидетелями которых стали его многочисленные современники, благодаря которым о них узнали следующие поколения. Эта история передавалась из поколения в поколения настолько надежным способом, какого не видела мировая история. Пророк Мухаммад (ﷺ) совершал эти чудеса с божественной помощью и, это подтверждает правдивость слов Мухаммада: «Я – посланник Аллаха».
-
Что такое"асабия", и почему это явление запрещено Исламом?
Асабия – (asabiyya или asabiyah, араб.: عصبية), арабское слово изначально означающее «дух...
-
Как вступали в брак дети пророка Адама (а.с.)?
Люди стали распространяться по земле, рождаясь от Адама и Хаввы. Хавва (радыйаллаху анха) всегда рожала двойняшек, мальчика и девочку. Адам (алейхи салям)...
-
Дуа, читаемая в Ураза-байрам
Завтра наступает один из самых благословенных дней в году, являющийся милостью Аллаха, - Ид аль-Фитр - Ураза байрам. Этот праздник является великим для каждого мусульманина, он знаменует окончание священного месяца Рамадан. Это праздник всех тех, кто на протяжении месяца, предоставляя себя Всевышнему, воздерживался от еды и питья и всего запретного, исполняя один из столпов веры. В этот день читаются следующие дуа:
-
Почему мусульманка носит хиджаб?
Слово «хиджаб» образовано от арабского «хаджаба», что значит скрывать или прятать. Хиджаб обычно означает покрытие в виде платка или определенное одеяние мусульманки, хотя также может относиться к скромной одежде и манерам мужчины-мусульманина. Многие в современном обществе задают вопрос: «почему мусульманка носит хиджаб»?
-
Дворец императора пришел в движение перед словами "Ля иляха илляллах"...
Хашим ибн аль-Ас рассказывает: «Сыддик Акбар (да благословит его Аллах) отправил меня с одним человеком из курайшитов к Византийскому императору Ираклию с повелением призвать его к исламу. Мы призвали его к исламу, однако он отказался принять нашу веру. Мы заметили, что он был одет во все черное, спросили причину.