Вопрос: Слышал такое утверждение, что обращение к неодушевленным предметам или покойным является ширком, то есть признаком многобожия. На самом деле ли это так?
Ответ: Подобное мнение было весьма популярным среди последователей Мухаммада Абдуль-Ваххаба, которые утверждали, что: «Обращаться к неодушевленным предметам, а также просить у покойных чего-либо является ширком, кровь таких людей (то есть их убийство) считается дозволенным, а их имущество может стать трофеем».
Однако подобное убеждение всецело ошибочно и не имеет никакого обоснования под собой. Более достоверные хадисы не только опровергают такое мнение, но и свидетельствует об их ошибочности и заблуждениях. Сторонники подобного мнения считают обращение к покинувшим этот мир или же к неодушевленным предметам мольбой, и приводят вырванные из контекста аяты из Священного Корана в качестве доказательства своей правоты. Они приравнивают последователей единобожия к мушрикам, то есть к многобожникам, ибо дуа в исламе является одной из разновидностей поклонения.
В некоторых моментах в значении «обращение» может быть употреблено слово «дуа». Пример подобного мы можем встретить и в аятах Священного Корана, как например в нижеследующем:
«Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые уходят украдкой под прикрытием. Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или, не постигли их мучительные страдания» (сура ан-Нур, аят – 63).
Стоит понимать, что не всякое обращение может быть поклонением, здесь должна быть как минимум логическая грань в сознании. Если бы любое обращение человека было поклонением, тогда не то, чтобы к мертвым, но и к живым оно было бы запрещено и возможно нам нельзя было бы говорить: «О, такой-то, сын такого-то!».
Обращение может расцениваться как поклонение, лишь в том случае, когда человек делает это осознанно, и обожествляет то, чему он поклоняется.
Человек вступает на путь ширка, если верит в существование иного божества и богов кроме как Всевышнего Аллаха или же приписывает ему сотоварищей. Обращение же к кому-либо или чему-либо не воспринимаемое как божество не может являться поклонением по своей сути.
По преданиям, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда садился куда-нибудь отдохнуть говорил:
- О, Земля! И твой Господь, и мой Господь – Всевышний Аллах!
Как видим, в данном случае идет обращение к неодушевленным предметам, причем самим Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
По фикху, в адабах путешествия написано, что если животное, оставив своего седока, попытается убежать, то необходимо крикнуть:
- Ловите его, о, рабы Аллаха!
А если человек что-то потерял, или нуждается в чей-то помощи, то должен произнести:
- О, рабы Аллаха, помогите мне.
Ибо существует большое количество рабов Аллаха, которых вы не видите, о чем свидетельствует хадис, переданный от Абдуллах ибн Масуда (да будет им доволен Аллах), где Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если у кого-то из вас в безлюдном месте скроется (вьючное) животное, то пусть произнесет: «Ловите его, о, рабы Аллаха!», ибо у Аллаха есть рабы, которые отзовутся на это».
Как мы видим, в данной ситуации, есть и обращение, и просьба о помощи у рабов Аллаха, то есть все то, что последователи Мухаммада бин Адуль-Ваххаба называют ширком и куфром.
У Табарани имеется иной риваят в котором, Пророк (мир ему) сказал:
«Если кто-то из вас что-то потеряет или будет нуждаться в помощи, находясь в безлюдном месте, то пусть скажет: «О, рабы Аллаха, помогите мне или же спасите меня!», ибо у Аллаха есть достаточное количество рабов, которые не видны вашему глазу».
Или же достаточно вспомнить случай, когда Посланник Аллаха (мир ему) обратился к погибшим в сражении при Бадре многобожникам. Предания об этом очень известны и приводятся в сборниках Бухари и прочих богословов. Причем, Пророк (мир ему) обратился к ним по их именам и именам отцов, сказав им следующее:
«Вы бы обрадовались, если бы проявили покорность Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему)? Мы признали Всевышнего Господа и то, к чему Он нас призывал. А вы получили те мучения, которые вам были обещаны Всемогущим Господом?».
И таких примеров более чем достаточно. На протяжении многих веков подобные обращения практиковались многими учеными, имамами и праведниками. Ни у кого не было даже сомнения о дозволенности подобного. И уж тем более никто не обвинял за подобное в неверии.
В одном из хадисов Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому, если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является».
И в заключении хотелось бы привести выдержку из письма написанного Мухаммаду Абдуль-Ваххаба, его учителем шейхом Мухаммад бин Сулейманом Кудри:
«О, сын Абдуль-Ваххаба, желаю мира познавшим истину! Я считаю более верным, чтобы ты ради довольства Аллаха удержал свой язык от того, что сеет смуту среди мусульман. Если ты услышишь от кого-либо, что: «Творцом является тот, у кого попросишь помощи помимо Аллаха», то непременно исправь его, указав путь истины и сообщив, что нет иного Бога кроме Всевышнего Аллаха.
А если он будет настаивать на своем, то можешь придать его такфиру. Однако у тебя нет никакого права придавать такфиру все сообщество мусульман. Ты отделился от большего, а тот, кто отделился от большего, то больше всего подвержен куфру (то есть неверию). Ибо он избрал иной путь, нежели тот, который был выбран большинством правоверных мусульман. Всевышний Аллах предостерег в аяте Священного Корана:
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (сура ан-Ниса, аят -115).
Islam-today