Тайна «Калю Бела»: когда души свидетельствовали перед Аллахом

Фото: Gus Andrade/ shutterstock.com

Фото: Gus Andrade/ shutterstock.com

Представьте: до создания неба и земли, до первого вздоха Адама, в мире духов собрались все души человечества — ваша, моя, всех, кто жил, живет и будет жить. Всевышний обратился к ним с вопросом: «Алясту бираббикум?» (Разве Я — не ваш Господь?).

И они ответили: «Да, мы свидетельствуем!». «Калю Бела» ( قالوا بلى ) – это арабское выражение, которое встречается в Священном Коране и означает «Да, они сказали».

Это событие известное в исламской литературе также под названиями «безм-и элест», «мисак», «руз-и элест», «безм- и эзель» и др., – одна из глубинных тайн ислама, напоминающая о нашем изначальном завете с Творцом.

В исламской традиции это момент, когда души подтвердили таухид (единобожие), признав Аллаха своим Господом. Давайте разберем эту концепцию на основе риваятов и учений улемов, чтобы понять ее значение для нашей веры и жизни.

Согласно преданиям, до сотворения материального мира Аллах создал души всех людей и собрал их в Алам ар-Рух (Мир Душ).

Там Он спросил: «Разве Я — не ваш Господь?» Души, в состоянии чистоты и знания, ответили: «Да, мы свидетельствуем!» Это не просто диалог — это завет (мисак), где человечество изначально признало Аллаха, заложив основу таухида.

Улемы, такие как Ас-Суюти и Ибн Касир, ссылаются на хадисы, где Пророк ﷺ объясняет: души существовали в предвечном мире, славя Аллаха, и этот момент — доказательство нашей ответственности перед Ним.

Фото: Alina Kruk/ shutterstock.com

Фото: Alina Kruk/ shutterstock.com

Связь с Благородным Кораном и хадисами: доказательства тайны

Священный Коран упоминает это событие в следующем аяте:

«И вот твой Господь взял из спин потомков Адама их потомство [поколение за поколением – и так вплоть до Судного дня] и [собрав всех людей вместе в виде частиц – или в том виде, в каком Аллах пожелал] заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Не Я ли ваш Господь?». Они ответили: «Да [Ты – наш Господь], мы свидетельствуем [и подтверждаем, что у нас иного Господа, кроме Тебя]». [Да, мы сделали] Это – для того, чтобы в Судный день вы [люди] не говорили: «Мы не знали этого [что Аллах существует, и Он – единственный Творец вселенной]» (Аль-Араф, 172).

Этот аят — прямое подтверждение: души свидетельствовали о таухиде, чтобы в Судный День не было оправданий невежеству.
Хадисы дополняют данный аят.

В одном из хадисов Пророк ﷺ сказал: «Души, словно сплотившийся джамаат. Те, кто уже знали друг друга, хорошо ладят в земном мире. А те, кто не были знакомы, не будут так близки между собой» (Бухари, Муслим, Абу Дауд).

Исправление грехов: правда ли, что когда душа ошибается, она осуждает себя?

Фото: vchal/ shutterstock.com

Фото: vchal/ shutterstock.com

В мире душ они знали Аллаха, но после воплощения многие забывают, и жизнь — тест на воспоминание. Суфии, как Джалаладдин Руми, видят в «Калю Бела» тоску души по возвращению к Источнику, объясняя нашу внутреннюю тягу к вере.

«Калю Бела» – не абстрактная тайна, а напоминание о нашей изначальной клятве: мы рождены мусульманами (подчиняющимися Аллаху), и жизнь – путь возврата к этому состоянию. Это объясняет, почему дети невинны, а взрослые несут ответственность за выбор.

В повседневности это побуждает к дуа: «О, Аллах, верни нас к Тебе в состоянии имана!».

Для мусульман это урок: укрепляйте таухид через намаз, зикр и добрые дела, чтобы в Ахирате наше свидетельство было подтверждено. Это укрепляет веру в то, что мы не случайны, а часть плана. Пусть это вдохновит нас на размышления и ибаду. Амин!

Когда, с точки зрения ислама, человек обретает душу?

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle