Когда ты просишь, уповая на Господа, не застрянет на месте твоя просьба. Когда ты просишь, на заслуги свои уповая, не окажется действенной твоя просьба.
Пояснение: Когда человек желает чего-то, следуя своему нафсу, надеясь только на себя, то ему очень трудно достичь желаемого. Адаб состоит в том, чтобы просить, полагаясь на Аллаха и надеясь на Его благосклонность. И тогда цель будет достигнута.
В аяте сказано:
«Просите помощи у Аллаха и терпите» (аль-Аʼраф, 128).
«Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно» (ат-Талак, 3).
Расулюллах ﷺ говорил Ибн Аббасу (р.а.): «О, юноша! Защищай права Аллаха, чтобы и Он тебя оберегал. Никогда не упускай Аллаха из памяти и тогда всегда обнаружишь Его перед собой. Когда будешь просить, проси у Аллаха. Если станешь просить о помощи, проси помощи у Аллаха. Знай же, если все люди соберутся вместе, чтобы принести тебе пользу в чем-то, они смогут быть полезны тебе лишь в той мере, в какой предписано Аллахом. Если все люди соберутся, договорившись вместе нанести тебе вред, они смогут навредить тебе лишь настолько, насколько для тебя предписано Аллахом. Перья для записи предопределения (кадара) убраны и написанные страницы высохли».
«Пока ты живешь в этом мире, не удивляйся неприятностям и бедам»
Признак упования на Аллаха и обращения с просьбой к Нему – не отдаваться этому делу всей душой и чаще поминать Аллаха. Когда придет время, и это дело, иншааллах, свершится. Признак же упования на себя, на собственные силы – страстное желание и упорство.
Нужда просящего у Аллаха будет исполнена, хоть даже и не осязаемо, а духовно. Ибо он будет спокоен и сохранит душевное равновесие. А у того, кто надеется на собственные силы, даже если его потребности будут удовлетворены, в душе он потерпит урон и почувствует разочарование.
Обращение к Аллаху в начале – один из признаков успеха в конце.
Пояснение: Если мюрид, в начале доверившись Всевышнему Аллаху, будет искать помощи у Него, не полагаясь на собственные силы, предастся воле Аллаха, то в конце он добьется успеха. А верить в себя – это признак безуспешности.
Кто просвещен в начале, просветлен в конце.
Пояснение: Первоначальные намерения мюрида ни в коем случае не должны быть связаны с желанием добиться какого-либо положения, не только мирского, но и в духовном смысле. Быть просвещенным в начале означает, что его целью должно стать исключительно стремление служить Аллаху и при этом быть искренним. Если намерения мюрида будут искренними, то Аллах приведет его к цели.
Всевышний Аллах говорит:
«А тех, кто борется ради Нас, Мы обязательно поведем Нашими путями. И, поистине, Аллах — с добродетельными!» (аль-Анкабут, 69).
Шейх Абу аль-Хасан аш-Шазали (к.с.) поведал: «Я вместе с одним моим приятелем совершал поклонение Аллаху в пещере. Мы молились в надежде, что вот сегодня, вот в эту пятницу Аллах может дать нам откровение (футухат). В один из дней у входа в пещеру показался человек с сияющим лицом и приветствовал нас. Мы ответили на его приветствие и справились о его здоровье. Он сказал нам:
«Каким может быть состояние человека, который ждет, что сегодня-завтра случится прозрение (кашф)? Может, нам стоит поклоняться не ради достижения чего-то и не ради спасения, а без всякой цели, исключительно ради рабского служения Аллаху?» И потом он исчез.
И мы, осознав свою ошибку, осудили свой нафс, и через некоторое время добились успеха».
Гавс Абдульхаким аль-Хусейни (к.с.) говорил: «Кто в начале приходит с искренностью, у тех бывает хороший результат. Мы видим, что многие из тех, кто приходит с определенной целью, не достигают желаемого».
Все фото: Ислам-тудей
Из книги «Хикам аль-Атайя»