
Фото: affendi shahidan/ shutterstock.com
На Пророка ﷺ была возложена обязанность разъяснять людям Куръан Карим
Всевышний Аллах сказал:
بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«[И до тебя Мы отправляли посланников] С ясными знамениями и писаниями [с повелениями и запретами для этих общин]. А тебе Мы ниспослали Наставление [Куръан] для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались [над истиной, содержащейся в Куръане]». «Ан-Нахль / Пчёлы», 16:44
В этом аяте имеется сообщение Всевышнего Аллаха о том, что сунна разъясняет Куръан Карим. Следовательно, если исходить из предположения, что Всевышний Аллах в суре «аль-Ан‘ам» под словом «зикр» имеет в виду Куръан и берется его защищать, то также Он берет под Свою защиту и разъясняющую его сунну. Ибо защита разъясняемого, из-за тесной связи между ними, требует также защиты разъясняющего.
إِنَّ عَلَيْنَا جَمْعَهُ وَقُرْآنَهُ ۞ فَإِذَا قَرَأْنَاهُ فَاتَّبِعْ قُرْآنَهُ ۞ ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا بَيَانَهُ
«Поистине, Мы непременно соберем его [в твоей памяти, не дав тебе забыть ни одной буквы из него] и прочитаем его [дадим возможность тебе прочитать Куръан. А пока слушай внимательно. А когда он закончит читать, повтори за ним то, что запомнил]. Когда же Мы прочтем его [когда Джибриль прочтет тебе Куръан], то следуй за его чтением [сначала слушай, потом читай]. И Мы непременно объясним его [дадим тебе, о Мухаммад, понимание Куръана]». «Аль-Кыяма / Воскрешение», 75:17–19
Данные слова нашего Господа являются прямым подтверждением того, что Всевышний Аллах берет на Себя защиту сунны саму по себе, а не просто как дополняющее пояснение. Ибо в словах:
ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا بَيَانَهُ
содержится указание на взятие под защиту разъяснения Куръана, которое было передано Пророку ﷺ через откровение, чтобы он довел его до людей. И в этом разъяснении нуждается вся умма.
Именно это имеется в виду в словах Всевышнего Аллаха:
وَمَا أَنزَلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ إِلاَّ لِتُبَيِّنَ لَهُمُ الَّذِي اخْتَلَفُواْ فِيهِ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
«И Мы ниспослали тебе [о Мухаммад] Книгу [Досточтимый Куръан], чтобы ты объяснил им [людям истину о] то[м], в чем они разошлись во мнениях, а также как верное руководство [указывающее дорогу в Рай] и [высшую] милость [избавляющую от вечного наказания] для верующих людей». «Ан-Нахль / Пчёлы», 16:64
Следовательно, сунна – ниспосланное от Всевышнего Аллаха откровение, которое не читается вслух во время намазов.
В этих аятах из суры «аль-Кыяма» содержится доказательство взятия Аллахом под Свою защиту как Куръана, так и сунны.
Для осуществления этого Своего великого обещания, Всевышний Аллах предпринял множество мер по защите и обеспечению сохранности сунны.
Фото: Zurijeta/ shutterstock.com
Он пробудил в душе и сознании мусульман чувства и мысли о необходимости защитить и сохранить ее. И так продолжится до Судного дня.
Ибн Хазм аз-Захири наряду с упомянутыми выше доводами приводит третий довод из Куръана:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللّٰهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَن تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَامِ ۚ ذَٰلِكُمْ فِسْقٌ ۗ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ ۚ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا ۚ فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِّإِثْمٍ ۙ فَإِنَّ اللّٰهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Вам запрещены мертвечина [мясо животного, не забитого по Шариату], кровь [которая вытекает, когда происходит забой], свинина и то, что было зарезано [ради кого‑либо другого, а] не ради Аллаха, также то [животное], которое было задушено, убито ударом, упало [с большой высоты и умерло, или же упало, например, в колодец и умерло там], или было убито другим животным, или же [животное] которое ел хищник, если только вы [до его смерти] не успеете зарезать его [в соответствии с требованиями Ислама], и то [животное], которое было забито на жертвенниках [во имя идолов], а также гадание на стрелах. Все это [употребление в пищу того, что вам запрещено, и гадание] – нечестие. Сегодня неверующие потеряли надежду [отклонить вас] от вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня [бойтесь того, что может постичь вас, если вы проявите непокорность Мне]! Сегодня Я завершил для вас вашу религию [закончил передавать постановления, касающиеся религии Ислам] и довел до конца Свою милость для вас [дав вам возможность завоевать Мекку и вознеся вашу религию над всеми другими], и Я доволен для вас Исламом как религией. А если кто‑либо [оказавшись в безвыходном положении] будет вынужден [есть запретную пищу] от голода, а не из порочности [ради удовольствия], то [в этом случае он не заслужит наказание] ведь Аллах – Прощающий, Милующий [Своих рабов]». «Аль-Маида / Трапеза», 5:3
إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللّٰهِ الإِسْلاَمُ...
«Поистине, [единственная истинная] религия для Аллаха – это Ислам». «Алю Имран / Род Имрана», 3:19
И далее он говорит: «Вот наш ответ тем, кто считает, что Всевышний Аллах не защищает Сунну, разъясняющую нам Его шариат, допускает, что эта сунна могла быть искажена и к ней были примешаны выдумки и ложь, от которых её нельзя очистить: «Напомните-ка нам о том, что Всевышний Аллах довел для нас до совершенства нашу религию, что Он доволен для нас Исламом как религией, что для Всевышнего Аллаха нет другой религии, которую Он принял бы в Судный день, кроме Ислама… Всё это касается и нас тоже до самого Судного дня? Или относилось только к благородным сподвижникам? Или же это твердо не установлено ни относительно нас, ни относительно них? Одно из этих суждений обязательно должно быть истинным».
Фото: Anel Alijagic/ shutterstock.com
Правильный ответ на эти вопросы, безусловно, состоит в том, что этот религиозный долг возложен на всех нас до самого Судного дня. А раз так, то правильным будет сказать: все предписания Ислама совершенны. И эта милость, оказанная нам Всевышним Аллахом, навсегда сохранится неизменной.
В этом и состоит твердое и ясное доказательство того, что все сказанное Расулюллахом ﷺ относительно религии, все его необходимые нам разъяснения взяты под защиту Аллаха, и к ним никогда не будет примешано ничего чуждого исламу».
Доводы из Сунны о защите Всевышним Аллахом Сунны Его Пророка
Один из таких доводов – следующее изречение нашего Пророка ﷺ, которое приводится у имама Абу Дауда:
«أُوصِيكُمْ بِتَقْوَى اللّٰهِ وَالسَّمْعِ وَالطَّاعَةِ، وَإِنْ عَبْدًا حَبَشِيًّا، فَإِنَّهُ مَنْ يَعِشْ مِنْكُمْ بَعْدِي فَسَيَرَى اخْتِلَافًا كَثِيرًا، فَعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الْمَهْدِيِّينَ الرَّاشِدِينَ، تَمَسَّكُوا بِهَا وَعَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ، وَإِيَّاكُمْ وَمُحْدَثَاتِ الْأُمُورِ، فَإِنَّ كُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ، وَكُلَّ بِدْعَةٍ ضَلَالَةٌ».
«Старайтесь быть почтительными по отношению к Аллаху. Подчиняйтесь руководителю в том деле, которым вы занимаетесь, даже если он будет эфиопским рабом. Скоро после меня вы станете свидетелями очень сильных раздоров. Тотчас хватайтесь за мою сунну и за сунну удостоившихся хидаята праведных халифов. И вцепитесь в нее коренными зубами. В религии остерегайтесь выдуманных позже нововведений. Ибо в каждой религии любое нововведение – заблуждение» .
Другой довод привел Хаким ан-Найсабури в «Мустадраке»:
«تَرَ كْتُ فِيكُمْ شَيْئَيْنِ لَنْ تَضِلُّوا بَعْدَهُمَا مَا تَمَسَّكْتُمْ بِهِمَا: كِتَابَ اللّٰهِ وَسُنَّتِي، وَلَنْ يَتَفَرَّقَا حَتَّى يَرِدَا عَلَيَّ الْحَوْضَ».
«Оставляю вам две вещи, с которыми вы никогда не впадете в заблуждение: Книгу Аллаха и мою Сунну. Они будут нераздельны друг с другом, пока (в Судный день) не явятся к моему водоему Кяусар» .
Почему сахабы спрашивали у Пророка ﷺ смысл аятов Коран Карима?
Фото: Maylim/ shutterstock.com
В этих и других хадис-шарифах Пророк ﷺ сообщает о существовании его сунны, которую он оставляет своей умме. Он призывает их цепляться за нее коренными зубами. В таком случае в следовании ей заключается хидаят, а ее оставление приводит к заблуждению.
Если бы сунна не была защищена, или же она была подвергнута искажению и к ней были бы примешаны ошибочные положения и суждения, да так, чтобы правильное невозможно было бы отделить от неправильного, то Пророк ﷺ не стал бы требовать, чтобы пришедшая после него умма держалась за нее.
В таком случае сказанное им не совпадало бы с тем, что происходит на самом деле. Такое о нем невозможно даже предположить. Следовательно, повеление поступать в соответствии с сунной продолжит действовать, как подтверждено этим изречением Всевышнего Аллаха:
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
«Поистине, Мы ниспослали [Куръан как] Наставление, и Мы, без сомнения, сохраним его [от искажений и изменений]». Аль-Хиджр», 15:9
Как Аллах взял на себя защиту пророческой сунны
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам не может быть без посланника Аллаха ﷺ»