Если человек считает себя скромным, то гордыня, несомненно, присуща ему. Если человек говорит о себе, что он скромный, то он воспринимает себя как обладающего высоким положением. Другими словами, такой человек считает, что он лучше других, чем и характеризуется гордыня.
Гордец считает себя выше других. Скромность и смиренность свойственна тем, кто считает себя презренным и недостойным (ниже и хуже других).
Мы приобретаем знания об окружающем мире через противоположности. Если нет противоположного явления, мы не в состоянии познать суть вещей или событий. Такое явление как свет, например, можно познать, только сравнив его с темнотой. Если бы в нашей жизни был только свет и никакой темноты, существование самой концепции света не было бы возможным. Так, такое понятие, как смелость существует относительно понятия трусости. Если бы не было трусости, смелости бы тоже не было. Следовательно, тому, кто говорит о своей скромности, присуща гордыня. Если бы душа человека была наполнена истинной скромностью, то он сам не знал бы, что она ему присуща, так как у него нет противоположного качества (гордыня).
Если человек считает себя скромным, он фактически возвышает себя над другими.
Скромность означает, что человек искренне считает себя столь ничтожным, что ему и в голову не придет, что он обладает какими-либо рангами в обществе. Если у человека развита скромность, то он не станет говорить ни о своей скромности, ни о своих других положительных качествах.
Скромным едва ли можно считать того, кто считает себя выше того хорошего поступка, который он совершил. Истинно скромный человек считает себя ниже чем, тот поступок, в котором проявилась его скромность.
Как правило, люди считают скромным того, кто явно совершает хорошие поступки. Например, если богатый человек собственноручно окажет какую-нибудь услугу бедному, то его посчитают скромным. Однако, вполне возможно, что этот человек далеко не скромный и считает себя выше, чем совершенный им поступок. Несмотря на то, что он явно демонстрирует свою скромность, внутри он считает, что совершенный им поступок ниже его достоинства. Он осознанно совершил этот поступок и считает, что так он практикует свою добродетель.
Подлинная скромность возникает как следствие понимания величия Аллаха и Его Качеств.
Когда человек осознает все Величие Аллаха и Его Качества, его протестующий нафс (страсти) исчезает. Таким образом, корень гордыни и несогласия удален, и пустые надежды нафса уничтожаются. Так, развивается скромность, которая в дальнейшем превращается в истинную скромность.
Грех, который делает человека скромнее и увеличивает его зависимость от Аллаха лучше, чем поклонение, которое развивает в человеке гордыню и высокомерие.
Цель поклонения и поминания Аллаха (зикр) заключается в том, чтобы стать скромнее, полностью полагаться на Всевышнего Аллаха и уничтожить в себе высокомерный нафс. Если человек совершил грех и от этого так мучается угрызениями совести, что презирает себя и думает, что этот грех разрушит его, то последствия такого проступка лучше, чем тщеславие, которое может появиться у человека в следствие его поклонения и набожности. Тщеславие и самолюбие такого человека призывают его презирать других мусульман.
Однако не стоит делать выводы, что совершение грехов и уклонения от выполнения актов поклонения Аллаху лучший выход. Зло от совершаемых грехов и красота послушания Аллаху – очевидные вещи. Наилучшим путем для человека можно считать достижение истинной скромности и упование на Аллаха.
Islam-Today
Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!