3 вида снов с точки зрения Ислама

Вот Йусуф сказал своему отцу: «О мой отец! Я видел (во сне) одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне». Он сказал: «О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, сатана – явный враг человеку. Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Йакуба, подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Ибрахима и Исхака. Воистину, твой Господь – Знающий, Мудрый» (Сура «Йусуф», аяты 4-6)

Если в спящем состоянии человек видит какие-то образы и события, то это называется сновидением. Сны характеризуют наше душевное состояние и не имеют четко очерченных границ. Завеса таинственности над ними до сих пор не раскрыта. Несмотря на некоторую путаницу, которую мы наблюдаем во время сновидений, люди в течение всей истории старались толковать сны, стремились разгадать их смысл.

Как видно из приведенных аятов, в Коране повествуется о вещем сне пророка Йусуфа (а.с.). В нем также говорится о том, что Всевышний Аллах сделал правдивым сон, увиденный нашим Пророком, или доподлинно его исполнил. (Сура «Фетих», 48:27). В хадисах также говорится о том, что правдивый сон мусульманина составляет сорок шестую часть пророчества. Таким образом, обращено внимание на важность внушенных Аллахом сновидений. (Бухари, “Табир”, 1-5; Муслим, “Книга сновидений”, 3-9).

В исламских источниках речь идет о трех видах снов:

  1. Рахмани (божественный) сон. Этот вид сновидений называют правдивыми. Такие сны представляют собой истинные внушения, приходящие от Аллаха посредством ангелов. Хазрати Пророк дал им название “мубашшират”, что значит «добрые вестники». Он говорил, что хоти приход пророков и завершился, но остался мубашшират, то есть правдивые сны мусульман. (Бухари, “Табир”, 5; Муслим, “Книга сновидений”, 2-3). Эти сны будут для людей указателями пути и осветят им дорогу.
  2. Шайтани (сатанинский) сон. Это лживые сновидения, рожденные в результате запугивания, обмана и искушения шайтана. Они толкают людей к совершению злодеяний. Такие сны не рекомендуется рассказывать другим и толковать.
  3. Нафсани сон. Они являются порождениями нафса, темной стороны нашей души. Возникают такие сновидения под влиянием повседневных забот, наших страстей и пустых мечтаний, а также в результате испытуемых нами во время сна внешних воздействий.

В Коране говорится о толковании снов (сура «Йусуф», 12:43-46) и что пророк Йусуф (а.с.) был этому обучен (сура «Йусуф», 12:6, 21). Также зафиксирован такой факт, что после утреннего намаза наш Пророк спрашивал о том, видел ли кто-нибудь сны, а затем приступал к их толкованию. (Бухари, “Табир”, 47; Абу Дауд, “Иман”, 10). Если он сам видел сон, то рассказывал его, после чего кто-то из сахабов или сам Пророк толковали этот сон. Когда люди рассказывали хорошие сны и толковали их, Пророк приветствовал это. Но он не хотел, чтобы люди рассказывали и толковали плохие сны.

Йусуф (а.с.) был обучен толкованию снов и истолковал сны тех, кто сидел в зиндане вместе с ним:

«Вместе с ним в темницу попали двое юношей. Один из них сказал: “Я видел, что выжимаю виноград”. Другой сказал: “Я видел, что несу на голове хлеб, который клюют птицы. Поведай нам толкование этого, ибо мы считаем тебя одним из праведников”. Он сказал: “Не успеют принести еду, которой вас кормят, как еще раньше я растолкую ваши сновидения. Это – часть того, чему научил меня мой Господь. Воистину, я отрекся от религии людей, которые не веруют в Аллаха и не признают Последнюю жизнь. Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йакуба.

Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны. О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого. О мои товарищи по темнице! Один из вас будет разливать вино для своего господина, а другой будет распят, и птицы будут клевать с его головы. Дело, о котором вы спрашивали, уже предрешено”» (Сура «Йусуф», 12:36-41).

А еще сообщается о том, что Йусуф (а.с.) растолковал сон правителя:

«Царь сказал: “Я видел, как семь тощих коров пожирают семерых тучных, а также семь зеленых колосьев и семь высохших. О знатные люди! Разъясните мое видение, если вы умеет толковать сны”. Они сказали: “Это – бессвязные сны! Мы не умеем толковать такие сновидения”. Но тот из двух людей, который спасся, вдруг вспомнил его спустя много времени и сказал: “Я расскажу вам его толкование, только пошлите меня”. Он сказал: “О Йусуф! О правдивый муж! Поведай нам о семи тучных коровах, которых пожирают семь тощих, а также о семи зеленых колосьях и семи высохших, чтобы я вернулся к людям. Быть может, они уразумеют”» (Сура «Йусуф», 12:43-46).

Йусуф же сказал: «Семь лет подряд вы будете усердно сеять. То, что вы пожнете, оставляйте в колосьях, за исключением небольшого количества, которое вы будете есть. Затем наступят семь тяжелых лет, которые поедят то, что вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережете. Вслед за ними наступит год, когда люди получат обильные дожди и будут выжимать плоды». (Сура «Йусуф», 12:47-49). Так пророк Йусуф (а.с.) растолковал сон правителя.

В наши дни мы являемся свидетелями того, как некоторые люди превращают толкование снов в прибыльную профессию и вводят людей в заблуждение, вкось и вкрив толкуя сны. Нельзя доверять таким людям и верить тому, как они истолковали ваши сны.

Стоит отметить, что сновидения и толкования не дают точных знаний, кроме снов пророков и их же толкований. По этой причине будет неправильным устанавливать или отменять религиозные решения, опираясь лишь на сновидения, а также в соответствии с ними направлять свою жизнь. Как само сновидение, так и его толкование касаются только того человека, которому оно приснилось. Поэтому неприемлемо, чтобы другие люди на основе этого толкования принимали какие-то решения.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle