Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 98. Разъяснение того, что в нафсе всякого человека в большей или меньшей мере имеется свойство собаки, и удача принадлежит тому, кто прогонит свою собаку
Слышал ли ты, как однажды Байазид
Увидал одну собаку, одернул подол.
Собака сказала: «О великий [последователь] пути религии,
Такое высокомерие и от вас? Плохо это!
Если коснусь я одежды твоей, дозволяется [ее] отряхнуть.
Не загрязнится от меня она, совершенно чиста.
Если я мокрая, я коснусь твоей хирки,
Не осквернится от меня твоя рубашка.
Если она испачкается, помой ее водой,
Дабы стала она чистой, словно вода речная».
Байазид от слов ее пришел в изумление.
Собака не относится к людям, [так] как же она такой стала?
Основа чистоты в сердце, а не в теле,
Хотя заключена она в теле, словно ядро в хранилище.
Если ты не такой же, о прелестник,
Ту собачонку внутри себя увидь.
С тех пор, как стала собачонка внутри тебя соседкой,
Ангел из дома твоего ушел в бродяги.
В доме, который стал общим с собакой,
Не будет никогда ангела.
Посему явная собака не имеет значения,
Внутренней собаки избегай, о брат!
Эта явная собака обладает шестью свойствами,
А та внутренняя собака не имеет их, становится плохой.
Одним из этих шести свойств является преданность.
Благодарна она, даже если ее обижают.
Во-вторых, довольствуется она костью,
Ее она ест и у дверей [находится], словно страж.
Воздает она по справедливости,
Разве когда-нибудь от дома что-нибудь убудет?
Среди всех животных, так и знай,
Устремилась к Истинному (Хак) [лишь] собака среди них.
Когда умрет она, нет на ней никаких оков.
Эти смыслы пойми, на мгновение постой.
Что есть эта явная собака перед ним,
Когда есть псы внутри него [самого]?
Если ты убьешь ту собаку, словно Байазид,
Спасешься от той безобразной и скверной собаки.
Внешняя чистота есть [лишь] украшение,
Во всех есть эта способность.
Если поймешь ты, [что подразумевается под] этими двумя собаками, спасешься ты,
Обеих их отбросишь в одну сторону.
После этого ты станешь познавшим, словно Байазид,
Обретешь проницательный взор на душу и зрение.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.