«Разве ты (о Мухаммад) не видел тех, кто ложно полагает, что уверовал в ниспосланное тебе и в ниспосланное (пророкам) до тебя, при этом они хотят обратиться за судом к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан хочет увести их далеко (от истинного пути)» (Ан-Ниса, 60).
В риваяте, переданном от Катады, сообщается, что однажды между сахабом из числа ансаров по имени Кайс и одним иудеем вышел спор. Но вместо того, чтобы обратиться для разрешения этого спора к посланнику Аллаха ﷺ, они пошли к мединскому предсказателю. И тогда был ниспослан этот аят.
Иудей, зная, что посланник Аллаха ﷺ не вынесет несправедливого решения, предлагал обратиться к нему, тогда как тот второй человек, считавший себя мусульманином, не согласившись сказал: «Нет, пойдем к предсказателю». В связи с этим и был ниспослан этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 112).
Имя этого мунафика Бишр, а предсказателя, к которому он обратился вместо посланника Аллаха ﷺ, звали Ка`б ибнуль-Ашраф. В то же самое время этот случай послужил причиной ниспослания 48-го аята суры ан-Нур (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 231).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится: Аль-Джулас ибн Самит, Муаттиб ибн Кушайр, Рафи ибн Зейд и Бишр утверждали, что стали мусульманами. Однажды между ними и другими людьми из их народа возник конфликт. Мусульмане из числа их народа предложили им для решения конфликта обратиться к посланнику Аллаха ﷺ. Тогда как эти четверо призвали мусульман из числа своего народа обратиться за решением к предсказателю. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Этот риваят приводят Ибн Аби Хатим, Ибнуль-Мунзир и Ибн Исхак (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/580; Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 68).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что данный аят был ниспослан по поводу конфликта между иудеем и мунафиком, и что одним из действующих лиц этой истории был Умар ибн Хаттаб.
В этом риваяте сообщается: между одним иудеем и мунафиком по имени Бишр, возник конфликт. Иудей сказал: «Пойдем к Мухаммаду». Мунафик же сказал: «Нет. Пойдем к Ка`бу ибнуль-Ашрафу».
Аллах Всевышний в Коране называет Ка`ба ибнуль-Ашрафа «Тагут». Иудей продолжал настаивать на том, чтобы обратиться за решением только к посланнику Аллаха ﷺ, тогда мунафик нехотя уступил ему.
Придя к посланнику Аллаха ﷺ они рассказали ему суть конфликта. Посланник Аллаха ﷺ вынес решение в пользу иудей. Когда они вышли от него, мунафик схватил иудея и сказал: «Я не согласен с этим решением, идем к Абу Бакру». Они пошли к Абу Бакру, но и он вынес решение в пользу иудея.
Мунафик будучи недовольным и решением Абу Бакра, сказал: «Идем к Умару ибн Хаттабу». Они оба отправились к Умару. Придя к нему, иудей сказал: «О, Умар! Между мной и этим человек произошел спор. Мы обратились за решением к Мухаммаду, и он вынес решение в мою пользу. Но этот человек не согласился с этим решением, и пожелал обратиться к тебе, и он буквально повис на мне, и мне пришлось прийти вместе с ним к тебе».
Умар обратившись к мунафику, спросил: «Все так и было?». Получив утвердительный ответ, он сказал, обращаясь к ним обоим: «Подождите немного здесь, пока я не выйду к вам». Он зашел к себе домой и взял свой меч. Вернувшись обратно, он убил мунафика, сказав: «Таково мое решение в отношении тех, кто недоволен решением Аллаха и Его посланника».
Иудей же убежал, испугавшись, что Умар убьет и его. И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты, вплоть до аята: «Но клянусь твоим Господом, они не станут верующими, пока не назначат тебя судьей в своих запутанных делах, не перестанут испытывать в душе несогласие с твоим решением и не подчинятся полностью» (Ан-Ниса, 65). Затем пришел Джибриль и сказал: «Умар отделил истину от лжи». И после этого, Умара стали называть «аль-Фарук» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 112-113; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/170-171).
Вне зависимости идет ли речь о конфликте двух мусульман, или о конфликте мусульманина с не-мусульманином, во всех этих риваятах указывается одно и то же место, куда необходимо обращаться для решения этого конфликта, поэтому имеющиеся в этих риваятах различия не имеют большого значения. Кроме того, нельзя исключать вероятности того, что все эти случаи происходили приблизительно в одно время, возможно даже, что в один день, и что после каждого из этих случаев ниспосылался этот аят.
Фото: shutterstock.com.