«Приведут неверующих в Ад толпами. Когда они придут к нему, откроются его ворота, и стражи спросят их: «Разве не приходили к вам посланники из вас самих [людей], которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о наступлении этого дня для вас?» Они ответят: «Да [все было именно так]». Но [уже] исполнилось решение о наказании для неверующих. Скажут [неверующим]: «Войдите в ворота Ада и оставайтесь там навечно!» Как же ужасно [это] прибежище высокомерных!» (Аз-Зумар, 71-72).
Выбор сына Адама между «иманом» и «куфром», приводит его к разному положению в ахирате. Всевышний Аллах все в этом мире сотворил парами, также и в ахирате Он создал Рай и Ад, установил наказание и воздаяние. Но, конечно же, Аллах не будет считать равной парой верующего, который покорен Создателю и дающему всех благ, и того, кто избрал неверие, непокорность и всякие злодеяния, обожествил свои низменные желания, возгордившись, оставил своего Господа, и не стал исполнять повелений и запретов Аллаха.
Насколько сильно разнятся знающий и невежда, трудяга и бездельник, добро и зло, правда и ложь, справедливость и насилие, голод и сытость, свет и тьма, война и мир, настолько же сильно разнятся вера и неверие, иман и куфр. Участь у них тоже будет разная.
Если бы уверовавшие и неверующие не получили по заслугам за свои действия, в чем бы тогда заключался смысл нашего испытания?
Ад предназначен для тех, кто лишь из-за своего упрямства и гордыни предпочитает отрицание и неблагодарность, когда вокруг каждое существо и событие кричат нам о существовании божественной силы и могущества, высшей воли и мудрости. Рай будет предоставлен тем, кто уверовал и предался Аллаху, смог одолеть свой нафс и шайтана, совершал праведные деяния и избегал запретного, остерегаясь грехов. Что же может быть лучше и естественнее этого?
Властитель Судного дня Всевышний Аллах в течение всей истории человечества направлял пророков, предостерегал и просвещал Своих рабов. Несмотря на все эти предостережения, люди продолжают упорствовать в своем неверии.
Для таких людей уготовлен Ад, который встретит их с распахнутыми вратами. И стражи Ада станут им объяснять, по какой причине они оказались в таком плачевном положении. Об этом повествуется в приведенных нами аятах.
В тот день обитателям Ада не за что будет ухватиться. И нет возвращения с того места, куда они прибыли. И с каким лицом они станут взывать к своему Господу? Лишь стражи Ада теперь их собеседники, и они обратятся к ним с просьбами:
«Обратитесь к вашему Господу, пусть Он облегчит нам наказание хоть на один день». [Стражи Ада] Ответят: «А разве ваши посланники не приходили к вам с доводами?» Те скажут: «Приходили [но мы не поверили им]». Они [стражи в ответ на это] скажут: «Тогда просите [Господа] сами [а мы не станем заступаться за неверующих]». Однако мольбы неверующих не примутся. Поистине, Мы помогаем Нашим посланникам и верующим в земной жизни и в день, когда встанут свидетели [ангелы, которые будут свидетельствовать, что пророки довели свой призыв, а неверующие отвергли их]. В тот День несправедливым не помогут их оправдания. Им – проклятие [лишение милости], им – дурное прибежище [Ад]» (Верующие, 40:49-52).