Великий мусульманский праведник Хасан аль-Басри сказал: «О, сын Адама, ты – это твои дни. И когда уходит день, то уходит часть тебя».
Время имеет глубокое значение в исламе, отражая божественный порядок, формирующий жизнь мусульман. Концепция времени, заложенная в Священном Коране и хадисах, подчеркивает важность разумного использования каждого момента.
Фраза «всему свое время» отражает суть исламского учения об управлении временем и признании предопределенного плана Бога. У этого бренного мира есть начало – это Сотворение мира и Адама (а.с.) и есть конец – это Киямат.
Священный Коран подчеркивает тленность этого мира, призывая верующих задуматься о преходящем времени. Всевышний сказал:
«Клянусь временем, поистине, человек – в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали благие поступки, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение» (Сура Аль-Аср).
Сура «Аль-Аср» кратко отражает суть времени как мимолетного ресурса и подчеркивает важность праведных дел в его пределах. Считается, что возможность получить «барака» (божественные благословения) повышается благодаря времени, проведенного в послушании Аллаху.
Обязательно ли намаз должен совершаться в положенное время?
Ислам предписывает структурированный ежедневный распорядок намазов через определенные промежутки времени, закрепляя день верующего в постоянном поминании о Боге и поклонении Ему. Такой дисциплинированный подход ко времени способствует духовному росту и внимательности.
Ислам признает разнообразие этапов жизни, говоря о том, что каждому этапу присущи свои цели и обязанности. От образования и карьеры до семейной жизни и выхода на пенсию, ислам призывает верующих в каждый период ориентироваться на определенные цели и всегда руководствоваться этическими принципами.
Наш любимый Пророк ﷺ сказал: «Ноги раба Аллаха в Судный день не сдвинутся с места, пока он не будет спрошен о четырех вещах: о его жизни, как он ее провел; о его молодости, как он ее использовал; о его имуществе, как он его приобрел и на что тратил; и что он делал из того, что он знал!» (Тирмизи)
В экономической деятельности исламские ученые подчеркивают справедливую торговлю, этическую деловую практику и ответственное использование ресурсов.
Запрет ростовщичества (риба) подчеркивает важность проведения финансовых операций в рамках этических норм, а закят способствует справедливому распределению богатства в течение времени.
Исламская традиция уделяет большое внимание поиску знаний на протяжении всей жизни. Стремление к образованию рассматривается как стремление всей жизни, подчеркивающее преобразующую силу непрерывного обучения. Это согласуется с идеей о том, что время — это ценный актив, который следует инвестировать в личный и общественный рост.
Ислам учит верующих проявлять терпение в трудные времена, понимая, что трудности преходящи. Невзгоды рассматриваются как возможность для духовного роста и неотъемлемая часть божественного плана. Такая перспектива прививает устойчивость и целеустремленность даже перед лицом невзгод.
Ислам подчеркивают важность выполнения социальных обязанностей и внесения положительного вклада в жизнь общества.
Садака, волонтерство и содействие справедливости рассматриваются как способы потратить время на улучшение общества, что соответствует более широкой цели, изложенной в исламской этике.
Ислам придает большое значение концу времени, известной как «Киямат» или «Судный день». Мы должны помнить, что эта жизнь бренна, и наступит тот день, когда каждая душа будет отвечать за свои дела. Это осознание должно прививать в нас чувство ответственности и срочности ведения праведной жизни.
Конец света: как Всевышний Аллах описывает его в Коране?
Вера в Судный день служит моральным компасом, влияющим на то, как мы должны использовать свое время. Осознание того, что каждое действие будет подвергнуто тщательной проверке в Судный день, побуждает нас отдавать приоритет добродетельным делам, способствуя чувству ответственности и этичному поведению в повседневной жизни.
Исламский взгляд на время подчеркивает веру в то, что каждый момент – это дар и возможность достичь своей цели в соответствии с божественным руководством.
Признавая преходящую природу жизни, мусульмане должны стремиться использовать свое время на земле с максимальной пользой. Мудрость «всему свое время» — это не только напоминание о цикличности жизни, но и призыв жить в гармонии с божественным порядком.
Мухсин Нурулла