Фото: Ислам-тудей
Повествуется о мученической смерти досточтимого Умара. Как передано из одного персидского предания, Ка᾿б аль-Ахбар (р.а.) однажды пришел к халифу Умару и сказал: «О, Умар! Согласно тому, что я вычитал из Таурата, жить тебе осталось три дня».
Хазрати Умар не чувствовал в теле никакой болезни или боли, и поэтому подумал, что его ждет внезапная смерть. «Мы с покорностью примем то, что предопределено Всевышним Аллахом», - промолвил он.
В тот день к халифу Умару пришел раб Мугиры б. Шу᾿бы (или Халида б. Валида) Абу Лю᾿лю и пожаловался на своего господина, говоря: «Мой хозяин требует от меня денег сверх моих возможностей».
Достопочтенный Умар (р.а.) спросил: «Сколько он требует?»
«Каждый день требует по два дирхема», - ответил раб.
«Какими ремеслами ты владеешь?» - спросил халиф Умар. Раб перечислил несколько видов работ.
«Для человека, умеющего выполнять такие работы, это вовсе не большая сумма. Я слышал, что ты строишь ветряную мельницу. Не мог бы ты построить одну и для меня?» Абу Лю᾿лю заявил: «Для тебя я построю такую мельницу, о которой станут говорить на востоке и на западе».
Хазрати Умар сказал тем, кто стоял близко к нему: «Этот неверный меня убьет». «Если так, то лучше убьем его сейчас. Прикажи!» - сказали присутствующие.
Фото: Ислам-тудей
«Кисас не совершается до того, как произошло убийство», - сказал достопочтенный Умар.
Абу Лю᾿лю стал ждать удобного момента для убийства. Двадцать третьего дня месяца Зульхиджа, когда хазрати Умар читал утренний намаз, улучив удобный момент, он ранил его в шести местах. Кроме того, он ранил еще одиннадцать человек, девять из которых погибли там же.
Один молодой человек из племени Бану Асад выстрелил из лука в голову Абу Лю᾿лю и свалил его на землю. Достопочтенный Умар (р.а.), видя, что произошло, вспомнил слова Ка᾿ба аль-Ахбара. Затем он прочел аят:
«Веление Аллаха является решением предопределенным» (Ахзаб, 38).
Затем он велел Абдуррахману б. Ауфу встать имамом. После этого он собрал асхабов и задал им вопрос: «Это вы велели Абу Лю᾿лю убить меня?»
Все клятвенно заверили: «Упаси Аллах, мы ничего не знали об этом».
Хазрати Умар сказал: «Возблагодарим Аллаха за то, что я не стал тем, кого убила эта умма. Я стал шахидом от рук иудея. Я не хочу быть тем, кто и после смерти носит сан халифа. Шесть человек из ашере-и мубашшара достойны быть халифом: Усман б. Аффан, Али, Тальха, Зубайр, Са᾿д б. Абу Ваккас, Абдуррахман б. Ауф. Однако в каждом из них я увидел по одному недостатку, поэтому не смог сделать окончательного выбора. Посоветуйтесь и выберите из них себе халифа».
Из ашере-и мубашшара он не помянул Саида б. Зайда, хотя тот еще был жив, не включил его в число кандидатур, так как тот был сыном его дяди. Абу Убайды б. Джерраха к тому времени уже не было в живых. Хазрати Умар говорил о нем: «Если бы Абу Убайда был жив, то работу халифа я оставил бы ему. Недаром Посланник Аллаха(сав) говорил о нем: «Это руководитель уммы».
Недостатки, увиденные достопочтенным Умаром в этих шестерых, были следующие:
Досточтимый Усман очень любит своих родственников, которые могут сесть ему на шею. Хазрати Али молод, у него мало опыта и связей с народом. А чтобы быть халифом, требуется большой опыт, нужно многое повидать в этой жизни. Тальха очень любит оказывать благосклонность. Халифу же нужно проявлять твердость.
Зубайр обладает жестким характером. Халифу необходима учтивость. Са᾿д б. Абу Ваккас и Абдуррахман б. Ауф не захотят никого обидеть. Халифу же приходится принимать решительные меры и наказывать.
Фото: Ислам-тудей
Поэтому хазрати Умар не смог решить, кому из них следует быть халифом. В другом риваяте говорится, что когда достопочтенный Умар шел в мечеть на намаз, Абу Лю᾿лю в темноте вонзил ему нож в живот.
Повелитель правоверных позвал людей на помощь. Все собрались вокруг него. Видя его состояние, все плакали. Абу Лю᾿лю убили там же. Хазрати Умара отнесли к нему домой. Лекарь осмотрел рану, принял необходимые меры и сказал: «Если не будет двигаться три-четыре дня, то поправится».
Асхабы расселись вокруг достопочтенного Умара, который произнес завещание относительно поста халифа и по другим вопросам. Когда наступило время намаза, он спросил у лекаря: «Что будет, если я приму омовение и прочту намаз?»
Лекарь строго сказал: «Если сдвинешься и места, то швы разойдутся, и ты умрешь». Он же промолвил: «Чем пропустить намаз, уж лучше пусть порвется мой живот».
Одного из сахабов он послал к досточтимой Аише попросить разрешения войти к Посланнику Аллаха, чтобы обратиться с нему с просьбой о прибежище.
Услышав это известие, Аиша заплакала и попросила передать: «И ты тоже уходишь, о тот, кто напоминал мне моего отца? Это место я оставила для себя, но теперь дарю его тебе. Когда прибудешь к Посланнику Аллаха и к моему отцу, передай им привет от меня, и спроси у них, доколе продлится наша разлука».
Хазрати Умару передали эти слова, и он попросил своего сына Абдуллаха: «После совершения джаназа-намаза, еще раз попросите у Аиши дозволения похоронить меня в том месте. Может оказаться так, что она, постеснявшись меня, дала разрешение, но потом пожалела об этом. Я не хочу быть погребенным в том месте без ее согласия».
Время намаза подходило к концу. Муадзин произнес икамат. Как только повелитель правоверных выпрямился, чтобы принять омовение и прочесть намаз, нити на ране оторвались и упали. Он в последний раз обратился к друзьям: «Прощайте! Прощайте! Расстаемся с миром. Простите меня за все! Теперь встретимся только в киямате».
Что для мусульман значит смерть?
Фото: Ислам-тудей
Благородные асхабы громко заплакали. Хазрати Умар произнес калима-и шахадат и отдал душу. Его тело омыли, завернули в саван и после этого прочли джаназа-намаз.
Его сын Абдуллах пошел к матери правоверных Аише и попросил у нее разрешения похоронить рядом с нашим Пророком. Досточтимая Аиша со слезами на глазах промолвила: «Эй, Умар! Ты ни на миг не расставался со справедливостью и когда был жив, и когда умирал. То место я жертвую тебе».
После этого благословенное тело покойного принесли к дверям Равза-и Мутаххары. Кто-то выступил вперед и произнес: «Ассаляму алейка, о Расулюллах! Мы принесли Умара. Если есть дозволение, то похороним его внутри Равзы».
Все асхабы слышали, как Посланник Аллаха подал голос: «Приведите ко мне моего друга».
Дверь Равзы Посланника Аллаха открылась сама собой. С левой стороны от могилы Абу Бакра было приготовлено одно место. Также передается, что из Равзы выступила рука и обвила шею Умара.
Шамсетдин Сиваси «Предание о четырех халифах»