«Тот, кому глаза раскроет Аллах, увидит ту красоту и тот лик»

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира. 

 

Глава 115. Разъяснение того, что Истинный (Хак) (Пречист Он и Возвышен!) ближе к своим рабам, чем яремная вена  

 

О тот, кто тонет в воде, но просит о воде! 

Остался [ты] за завесой, за оградой. 

Открой глаза сердца, посмотри,
Дабы узнать об этой воде. 

Живой источник показался изнутри. 
Ты не видишь. Жаль тебя теперь! 

Ищешь ты его, дескать, где этот источник?
Погружен ты в него, а говоришь: «В каком он месте?». 

Весь мир охватывает солнце. 
Наполнен им в мире [весь] свет. 

Если скажешь ты: «Где же солнце?»,
Будет [это] невежеством. 

Эти слова ошибочны. Если кто-то не распознал солнца, 
Нет ничего зазорного [в том], чтобы сказать [ему] грубое слово. 

Слепой человек не ведает о том свете, 
Подобно тому, как тонущий в воде ищет воду. 

Посему, вблизи кажется далеким Он 
Тем, кто не имеет света Его. 

Разве свет Его когда-то будет отдельно от Него? 
Если не знаешь, то это и есть заблуждение. 

Друг [у тебя] дома, а ты вышел на улицу 
В поисках Него путем изучения количеств и качеств. 

Он говорит о тебе, а ты о Нем не ведаешь. 
Не [только] ты, но и все люди поголовно. 

Всякий, кто говорит, что безбожником является, подобен ослу,
А если говорит: «Я Бог», то неверным является.

В этих словах наших мудрость имеется. 
Кому этот смысл будет в удел дан? 

Тот, кому глаза раскроет Аллах, 
Увидит ту красоту и тот лик.

«Ближе к тебе, чем яремная вена [Аллах]»,
Сказал в откровении Истинный (Хак), тебе сообщил. 

Так приди же, о путник духовный, на этот путь наш! 
Скажи, что ты знаешь о том Царе нашем. 

Сказал он: «Тот Царь со всеми присутствует,
Видит все до единого волоска и могущественным является». 

Посмотри, человек Божий – это одно, а познавший Истинного (Хак) – это другое.
Кто менялой является, тот почувствует запах жемчуга. 

Так давай же запах Аллаха от друзей [Его] 
Услышь [и] распознай, о домохозяин! 

Он есть океан, а мы все – капли в нем. 
Он есть солнце, а мы – пылинки его. 

Вовсе не разлучены мы с Ним, 
Будь мы на земле или на небесах. 

Сколько еще будешь ты без сознания находиться? 
Немедленно приди в себя! 
И поймешь ты, запах Аллаха почувствуешь.
 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

 

Социальные комментарии Cackle