Таравих-намаз получил свое название от слова «тарвиха», что означает отдыхать, расслабляться. После каждых четырех рака’атов этого намаза, совершаемого в месяц Рамадан, молящиеся некоторое время сидят, отдыхая. Эта пауза была названа «тарвиха». Таравих – это множественное число слова «тарвих».
По поводу того, что таравих-намаз является сунной, существует иджма' (единогласное мнение) сахабов, а также ученых последующих поколений. Человек, отрицающий это, считается приверженцем нововведений.
Посланник Аллаха ﷺ и четыре праведных халифа (радыяллаху ‘анхум) всегда совершали этот намаз.
В тафсире Куртуби сообщается, что ‘Умар ибн Хаттаб (радыяллаху ‘анху) по поводу таравих-намаза, сказал:
«Какое это прекрасное новшество!» (Бухари, Салятут-Таравих: 1, №: 1906, 2/707). И хотя, как правило посланник Аллаха ﷺ всегда совершал таравих-намаз, но были дни, когда он пропускал его.
Племянник ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) – ‘Урва (радыяллаху ‘анху) рассказывал: «В одну из ночей месяца Рамадан, посланник Аллаха ﷺ вышел из дома, и совершил намаз в мечети.
Некоторые люди, присоединившись к нему, совершили намаз вместе с ним. Когда наступило утро, то люди стали обсуждать между собой, намаз, который посланник Аллаха ﷺ совершил ночью.
На следующую ночь, после того, как это известие распространилось, в мечети собралось еще больше людей, которые совершили намаз вместе с посланником Аллаха ﷺ.
На третью ночь в мечети собралось еще больше людей. Посланник Аллаха ﷺ снова вышел и провел (таравих) намаз. И все люди совершили намаз, следуя за ним.
На четвертую ночь мечеть уже не могла вместить в себя всех пришедших людей. Но посланник Аллаха ﷺ не вышел в эту ночь на намаз. Наконец он вышел на утренний намаз. Завершив утренний намаз, посланник Аллаха ﷺ повернулся лицом к людям, и после слов шахады, сказал, объясняя причину, по которой ночью он не вышел на таравих-намаз:
«Поистине, ваше присутствие в мечети не осталось скрытым для меня. Однако я испугался, что это (таравих-намаз, совершаемый в ночи Рамадана) будет вменено вам в обязанность, и вы окажетесь бессильны выполнить ее» (Бухари, Салятут-Таравих: 1, №: 1908, 2/708; Муслим, Мусафирин: 177-178; Абу Давуд, Рамадан: 1).
Когда посланник Аллаха ﷺ умер, и вероятность того, что этот намаз будет вменен в обязанность, исчезла, ‘Умар (радыяллаху ‘анху) продолжил проведение этого намаза, собрав всех, за одним имамом.
Кроме того, поскольку действия четырех праведных халифов так же считаются сунной, то это не является новшеством в общепринятом смысле этого слова (не имеющим основ в сунне).
После ‘Умара (радыяллаху ‘анху) совершение таравих-намаза джама’атом, продолжил ‘Усман (радыяллаху ‘анху), делая для ‘Умара (радыяллаху ‘анху) следующее ду’а:
«Пусть Аллах осветит могилу ‘Умара, так же как ‘Умар осветил нашу мечеть».
Также передается, что и ‘Али ибн Абу Талиб (радыяллаху ‘анху) выйдя на таравих-намаз и увидев мечеть переполненной людьми и освещенной множеством светильников, сделал для ‘Умара (радыяллаху ‘анху) такое же ду’а (‘Али аль-Муттакы, Канзуль-‘Уммаль, №: 35800, 12/576)
Сообщается, что Ибн ‘Aббас (радыяллаху ‘анхума) говорил: «В месяц Рамадан посланник Аллаха ﷺ совершал двадцать рака’атов (таравих-намаза) и плюс еще витр-намаз» (Ибн Абу Шейба, аль-Мусаннаф, №: 7774, 5/225; Табарани, аль-Кабир, №: 12102, 11/393; аль-Аусат, №: 798, 1/243).
В соответствии с риваятом, переданным от таких известных таби’унов, как ‘Ата ибн Абу Рабаха, Юнус, Са’ид ибн Абуль-Хасан и Мерван аль-‘Абди (рахимахумуллах):
«В месяц Рамадан, сахабы совершали таравих-намаз в количестве двадцати рака’атов» (Хафиз Ибн Абид-Дунья, Фадаилю Шахри Рамадан, №: 49, стр.62-63; Ибн Абу Шейба, аль-Мусаннаф, №: 7688; Марвази, Кыяму Рамадан, №: 57).
Исходя из этого, если весь джама’ат какой-либо мечети, откажется от коллективного совершения намаза-таравих, то все они будут считаться отказавшимися от сунны.
Однако, если часть из них будет совершать намаз-таравих в мечети джама’атом, то те, кто не принимал участия в джама’ате, будут считаться лишь лишенными вознаграждения за коллективное совершение намаза.
Наряду с этим, были факыхи, которые говорили, что коллективное совершение таравих-намаза в мечети является сунной-‘айн, которую следует выполнять всем верующим.
Поскольку весь таравих-намаз целиком, является одним намазом, то нет необходимости делать отдельное намерение после каждых двух рака’атов. Это является наиболее правильным мнением.
Существует единогласное мнение о дозволенности небольшого отдыха после каждых четырех рака’атов таравих-намаза.
Такова практика, дошедшая до наших дней. Поскольку таравих-намаз как правило совершается довольно долго. По этой причине в конце каждых четырех рака’атов дается пауза равная по времени четырех рака’атному намазу.
Такова практика сахабов. Хотя чтение салавата или зикра во время этой паузы и не является сунной, но в этом нет ничего предосудительного.
Например, сообщается, что во времена имамов-муджтахидов жители Мекки, в перерывах таравих-намаза совершали таваф и два рака’ата таваф-намаза. А жители Медины в перерывах таравих-намаза самостоятельно совершали намаз, состоявший из четырех рака’атов (аль-Баджи, аль-Мунтака, 1/266; Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, 4/250; ‘Айни, ‘Умдатуль-Кари, 11/272; ‘Али аль-Кари, Миркатуль-Мафатих, 4/439).
Не смотря на то, что таравих-намаз совершается в мечети джама’атом, тот, кто намерено совершает этот намаз дома в одиночку, не считается совершившим грех, но считается упустившим более ценное деяние.
Даже если таравих-намаз будет совершаться дома джама’атом, то все равно совершающие его не удостоятся такого же вознаграждения, как те, кто совершает его в мечети, так как достоинство мечети несравнимо больше.
Кaмаль ибн Хумам (рахимахуллах) в своей книге «Фатхуль-Кадир» пишет: «При совершении таравих-намаза сунной является совершение его вместе с витр-намазом, джама’атом. Так как посланник Аллаха ﷺ поступал именно так, однако затем, из опасений, что люди могут воспринять это как обязательное предписание, перестал совершать эти намазы джама’атом.
Совершенно очевидно, что если не эти опасения, то посланник Аллаха ﷺ продолжил бы совершение этих намазов в таком виде. После смерти посланника Аллаха ﷺ эти опасения изжили себя, и совершение таравих-намаза именно в таком виде, стало сунной. Затем, совершение таравих-намаза джама’атом, в количестве двадцати рака’атов, было продолжено уже как сунна праведных халифов».
Несомненно, что вопросы, связанные с намазом, не относятся к той категории вопросов, которые определяются на основе иджтихада.
В особенности то, что касается количества рака’атов и форма совершения того или иного намаза, определялись непосредственно посланником Аллаха ﷺ.
Совершенно ясно, что такой человек, как ‘Умар (радыяллаху ‘анху) чья приверженность религии и щепетильность в религиозных вопросах известна всем мусульманам, не мог по личной инициативе вносить какие-либо изменения в то, что касается намаза, например, сколько рака’атов совершать и джама’атом ли его совершать или в одиночку.
Это показывает нам, что практика, введенная ‘Умаром (радыяллаху ‘анху) основывается на практике посланника Аллаха ﷺ, то есть является сунной.
Передается, что имам Абу Юсуф (рахимахуллах) говорил: «Когда у имама Абу Ханифы (рахимахуллах) спросили о таравих-намазе и о практике, введенной ‘Умаром (радыяллаху ‘анху), он ответил: «Таравих-намаз является сунной муаккада (сильной сунной), а не выдумкой ‘Умара (радыяллаху ‘анху). Наоборот, ‘Умар (радыяллаху ‘анху) ввел эту практику на основании известного ему доказательства, основывающегося на сунне. Поэтому таравих-намаз является для всех сунной-муаккада».
В терминологии усуль-хадиса, подобная практика сахабов, именуется хадис «хукман марфу'». Так как хоть на первый взгляд и кажется, что это является практикой того, или иного сподвижника, но на самом деле, за этой практикой стоит практика посланника Аллаха ﷺ. Так как этот сподвижник либо сам видел это от посланника Аллаха ﷺ; либо слышал об этом; либо был свидетелем молчаливого одобрения этого действия со стороны посланника Аллаха ﷺ.
Таким образом, таравих-намаз, в том виде, в каком мы совершаем его сегодня, количество его рака’атов и форма выполнения, полностью соответствует сунне, и можно даже сказать, что это является непосредственно самой сунной.
Хотя таравих-намаз можно совершать, имея общее намерение на совершение намаза, но исходя из принципа предосторожности, лучше всего определять в намерении, что совершается именно таравих-намаз, или намаз-сунна этого времени.
До правления ‘Умара (радыяллаху ‘анху) таравих-намаз не совершался джама’атом, а совершался поодиночке дома.
Затем, когда халифом стал ‘Умар (радыяллаху ‘анху), он увидел, что люди совершают таравих-намаз в мечети, небольшими группами, и тогда он счел необходимым объединить всех людей за одним имамом, и приказал Убайу ибн Ка’абу (радыяллаху ‘анху) проводить таравих намаз.
Убай ибн Ка’аб (радыяллаху ‘анху) был одним из нескольких сахабов, которые лучше других читали Куръан, и поэтому ‘Умар (радыяллаху ‘анху) назначил в качестве имама именно его.
В качестве примера можно привести хадис, переданный Абу Хурайрой, в котором сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Тому, кто искренне (веря в вознаграждение от Аллаха) проведет Рамадан в поклонении, будут прощены его прошлые грехи» (Бухари, Иман: 26, №: 37, 1/22; Муслим, Салятуль-Мусафирин: 25, №: 1815, 2/176; Абу Давуд, 2/1371; Тирмизи, 3/808; Насаи, 3/1601; Ибн Маджа, 1/1326).
Слово «кыям», упоминаемое в этом хадисе, означает «совершение поклонения, стоя на ногах», что подразумевает оживление поклонением ночей месяца Рамадан.
а) Проведение в поклонении большей части ночи,
б) Совершение утреннего и ночного намазов джама’атом в мечети,
г) Чтение Куръана,
д) Совершение нафль-намазов,
е) Чтение зикра и салаватов,
ж) Проведение времени в изучении религиозных дисциплин,
з) А так же совершение любых благодеяний, с надеждой на получение за них вознаграждения, в ахирате.
Однако большинство ученых толковало выражение «выстаивание Рамадана», как совершение намаза-таравих, после ночного фард-намаза.
Муфтий РТ Камиль хаззрат Самигуллин
Фото: elements.envato.com