Начало: Таких людей проклял сам Пророк Мухаммад (мир ему)
Воровство, взяточничество и казнокрадство являются одними из самых больших грехов в Исламе. Ислам определяет формы и условия дозволенной торговли, выходить за рамки которых считается запретным. По этому поводу в Коране и хадисах местами можно встретить предупреждения, а местами поощрения.
КАЗНОКРАДСТВО (ГУЛЮЛЬ)
В широком понимании, "гулюль" означает овладение тем, на что не имеешь права, пользоваться этим ради личной выгоды и нарушать обязанности попечительства над чем-либо. В более узком понимании, незаконное присвоение трофеев, кража из общественного имущества или злоупотребление государственным имуществом.
В связи с этим большим грехом, Всевышний в Коране повелевает:
وَمَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَنْ يَغُلَّ وَمَنْ يَغْلُلْ يَأْتِ بِمَا غَلَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ثُمَّ تُوَفّٰى كُلُّ نَفْسٍ مَا كَسَبَتْ وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ
"Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придет в День воскресения с тем, что он присвоил. Затем каждая душа сполна получит то, что она заработала, и с ними не поступят несправедливо". [Сура аль-Имран 3:161]
Гулюль, как может означать тайное присвоение чего-то из трофейного имущества, так и присвоение того, на что у тебя нет права. Например, спекулятивное присвоение какого-либо имущества после получения определенной должности, пользуясь административными ресурсами назначать себе выдуманные надбавки и т.д. Обычно человек свои злоупотребления прикрывает всевозможными отговорками: «Я тоже здесь работаю и многое делаю. Если бы не я, не было бы столько хорошего сделано." и т.д.
Наш Пророк (мир ему) часто напоминал сподвижникам об опасности гулюля. Абу Хурайра (р.а.) передает:
"Однажды Посланник Аллаха (мир ему) встал среди нас и напомнил о гулюле. Он объяснил, насколько это страшный и большой грех с точки зрения нашей религии, и к каким плачевным последствиям может привести. Затем он сказал:
“Пусть в день Воскресения никто из вас не подходит с верблюдицей на шее и не просит меня: "О Посланник Аллаха, спаси меня!" Я тогда отвечу: "Я не в силах что-либо сделать; я уже предупреждал.
"Посланник Аллаха повторив это назвал еще пять вещей. Это - лошадь, овца, кричащий человек, одежда и золото-серебро.” [Муслим, Имара, 24.]
В других хадисах говорится, что даже кража шнурка от обуви, иголки, нитей и даже более мелких вещей, принадлежащих государству, является гулюлем.
В сборниках хадисов и прежде всего в "Сахих" Муслима можно встретить следующий хадис: Адий б. Амира аль-Кинди передает:
“Я слышал, как Пророк (мир ему) сказал: "Когда мы назначили кого-то из вас для определенного дела, и, если он скроет от нас иглу или даже что-то меньшее чем игла, — это является гулюлем. В День Воскресения он придет с этим и будет им опозорен".
Услышав о большой ответственности быть чиновником, один черный человек из ансаров испуганно встал и сказал: "О Посланник Аллаха, возьми обратно ту должность, которую ты дал мне”. Пророк (мир ему) спросил: “Что это значит?”.
Тот человек ответил: “Я слышал, что ты говорил". Пророк (мир ему) ответил: “Я повторяю то же самое еще раз: "Если мы назначили кого-то из вас на должность, пусть принесет то, что он набрал. Из этого возьмет себе лишь то, что ему было нами дано, и сторонится запретного." [Муслим, Имара, 30]
В этом вопросе можно указать на другое предостережение и повеление Пророка (мир ему):
"Приносите трофеи, если это даже одна игла или нить. Ибо гулюль, тому кто пренебрегает этим, в День Воскресения станет бесчестием, огнем, позором." [Ибрахим Джанан, Кутуби Ситта Перевод и Шарх, 7/406-408]
Есть следующий хадис о казнокрадстве, переданный Муазом б. Джабалом (р.а.):
"Посланник Аллаха (мир ему) послал меня в Йемен. Я только начал свой путь, как Он послал за мной и велел вернуться. Когда я пришел к нему, Он спросил: "Ты знаешь почему я послал за тобой человека?" и добавил: "Ничего не бери без моего ведома. Ибо это гулюль (кража). Если кто совершит гулюль, то в День Воскресения с украденным предстанет перед Всевышним. Я позвал тебя чтобы предупредить об этом, а теперь можешь идти." [Тирмизи, Ахкам, 8]
Руководителям государства или чиновникам брать подарки считается макрухом - близким к запретному [харам]. Брать подарки судьей иджмой признается запретным [харам]. Муфтиям брать подарки тоже является запретным [харам]. [Мевсуатуль- Фикхиййатиль- Кувайтиййа, XXII, 223]
Islam-today
Также по этой теме читайте: