Тайна смерти в исламе

В тафсире Багави приводится такое высказывание Ибн Аббаса (р.г.):

- У каждого человека есть рух (душа) и нафс. Один из них называют прижизненным нафсом. Рух отделяется от тела во время смерти. Когда он покидает тело, вместе с ним уходит и жизнь. Нафс переводится как животная душа. Он отделяется, когда человек спит. Во время сна нафс покидает человека, а затем возвращается обратно.

Некоторые говорили:

- У человека есть нафс и дух. Когда он засыпает, нафс выходит из тела, покидает его, а дух остается.

Хазрати Али (р.г.) сказал:

- Когда человек спит, его дух покидает его. Энергия духа, лучи его света остаются в теле. Отсюда идут сновидения. Когда человек просыпается, его дух обратно входит в тело.

Абу аль-Лайс говорит в своем тафсире:

- Расулюллах (с.г.в.) сказал: «Когда человек спит, его дух перестает действовать. И тогда он лежит на земле. В таком состоянии из его духа отделяется свет и уходит в небо. Однако правда состоит в том, что истину духа не знает никто, кроме Аллаха».

Ученые говорили:

- Животный нафс умирает, а человеческий дух покидает тело, но не умирает.

Ар-Рази же говорил:

- Когда Всевышний говорит: «Каждый нафс испытает вкус смерти», - то под нафсом здесь подразумевается тело.

В другом месте Всевышний говорит:

- «Аллах упокаивает души в момент их смерти, а ту, которая пока не умирает, Он забирает во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока…» (Сура «Толпы», аят 42).

Здесь же, говоря о нафсе, имеется в виду дух. Имам Газали (рахимуллах) высказал такую точку зрения:

- Существуют разные подходы к истине смерти. Некоторые утверждают, что со смертью человек исчезает, и нет никакого воскрешения после смерти, что человек ничем не отличается от животных и растений. Люди, утверждающие подобное, лишены веры.

Есть и такие, которые говорят, что со смертью человек перестает существовать и до Дня воскрешения в могиле не испытывает мучений. Это тоже слабое суждение.

А некоторые утверждают, что душа не умирает. Наказание и вознаграждение относятся к душе, а от тела ничего не останется, и оно не будет воскрешено. Его уже нет, оно истлело. Такое суждение также безосновательно и ошибочно.

Истинное и достоверное суждение заключается в следующем:

- Смерть - это разрушение всех органов и частей тела. Однако истинная суть человека заключаются в духе и душе. Они вечные, не умирают. Они испытают мучения или же удостоятся благ. По этому поводу есть точные доводы и очень яркие аяты. Кто не знает жизни, тот не познает и смерти. Знать жизнь - это значит понимать, что такое дух и какое положение он занимает. Всевышний не разрешил Расулюллаху (с.г.в.) говорить о духе. Недаром Аллах говорит:

- Скажи: «Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало» (Сура «Исра», аят 85).

Вот поэтому религиозные ученые не смогли раскрыть тайну откровения. Они осознали существование духа, но не сумели изложить его истину.

Из книги "Анваруль-ашикын"

Социальные комментарии Cackle