Алкоголизм с точки зрения Ислама

Ни для кого не секрет, что алкоголь наносит вред человеку: его разуму, телу, религии и жизни. Он разрушает семейный уклад, неся горе его домочадцам. Он также несет угрозу обществу, как в материальном, так и в духовно-нравственном плане.

Один из исследователей верно заметил: «Человечество не пе­реживало большего бедствия, чем пристрастие к алкоголю. Что­бы убедиться в этом, можно собрать все статистические данные обо всех пациентах в больницах, которые из-за алкоголя страда­ют от умственного расстройства, нервных срывов. К этому мож­но добавить статистику о самоубийствах, убийствах, банкротстве, лишении имущества и разорении, связанных с употреблением алкоголя. Количество таких случаев настолько ошеломляюще, что в сравнении с ним все призывы и увещевания против алкого­ля показались бы совсем незначительными».

Во времена джахилийи арабы очень сильно увлекались ви­ном и устраивали попойки. Это пристрастие к вину отражено в их языке, в котором вино имеет около ста названий, и в их поэзии, которая воздает хвалу вину, кубкам и застольям.

Чтобы искоренить это распространившееся зло в обществе, Ислам избрал мудрый метод, запрещая его поэтапно. Вначале Аллах разъяснил людям, что в нем вреда больше, чем пользы. За­тем Он предписал не вставать на намаз в состоянии опьянения.

И, наконец, Аллах ниспосылает аяты в суре «Аль-Маида», где полностью запрещает хамр (опьяняющее):

«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и от­вратить вас от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы [эти непристойности]?» (Коран, 5: 90,91).

В этих двух красноречивых аятах Аллах запрещает алкоголь и азартные игры, поставив их в ряд с жертвенниками и стрелами (используемыми для языческих гаданий), и объявляет их риджесом (мерзость, скверна) — термин, которым Коран называет только особо непристойное и отвратительное. Он относит их к деяниям Сатаны, так как его деяния — скверна и зло. Ислам призывает верующих воздерживаться от этих деяний, и это есть путь к успеху.

Всевышний изобличил порочность этих отвратительных поступков и назвал их скверной и деяниями сатаны. Люди должны избегать их для того, чтобы обрести счастья, поскольку они не смогут добиться его, пока не переста­нут совершать то, что запретил Аллах. В особенности это относится к упомя­нутым в этом аяте омерзительным поступкам.

Первым из них является употребление опьяняющих напитков. К ним относится все, что лишает рассудка, опьяняет или одурманивает. Вторым из них являются азартные игры. Сюда относятся пари и любые споры и состяза­ния, в которых обе стороны берут на себя материальные обязательства. Тре­тьим из них являются поклонение вместо Аллаха идолам и истуканам, а чет­вертым — гадание по стрелам.

Всевышний запретил эти поступки, велел Своим рабам сторониться их и со­общил о вреде, который они причиняют и который обязывает людей избегать и сторониться их. Во-первых, эти поступки являются скверными и нечисты­ми. Это невозможно осязать, поскольку они являются нечистыми в духовном плане. Тем не менее, люди должны избегать любой нечисти, чтобы не осквер­ниться ею.

Во-вторых, они относятся к деяниям злейшего врага человечества — са­таны. Хорошо известно, что врагов следует остерегаться, опасаясь их козней и деяний, особенно если своими деяниями они пытаются завлечь человека в западню. Такая западня может стать губительной, и поэтому благоразумный человек должен избегать, остерегаться и опасаться деяний своего явного вра­га.

В-третьих, человек не сможет обрести счастья, пока не будет избегать этих поступков. Преуспеяние - это обретение желаемого и избавление от неприят­ного. Что же касается перечисленных четырех деяний, то все они являются препятствием на пути к осуществлению счастливой жизни.

В-четвертых, они порождают вражду и ненависть среди людей, и поэтому сатана делает все возможное для их распространения. В особенности это относится к употреблению опьяняющих напитков и азартным играм, поскольку они способны посеять вражду и ненависть даже между правоверны­ми.

Опьяняющие напитки лишают человека рассудка и порождают в нем ненависть к его верующим братьям, а при неблагоприятных обстоятельствах, которые часто возникают при употреблении вина, дело может дойти даже до убийства. Во время азартных игр люди стремятся опередить друг друга и при­брать к рукам чужое имущество, не оказывая при этом другому человеку ни­какой услуги, и это тоже относится к факторам, способствующим возникно­вению вражды и ненависти.

В-шестых, по причине этих деяний человек душой и телом отдаляется от поминания Аллаха и других предписаний, ради которых Он сотворил Своих рабов и ко­торые являются залогом их счастья. Вино и азартные игры сильнее чего бы то ни было отвлекают человека от поминания Аллаха и занимают его мысли на­столько, что он даже не замечает того, как проходят значительные промежут­ки времени.

 

Что может быть ужаснее и отвратительнее грехов, которые оскверняют человека, относятся к деяниям сатаны, заставляют его запутываться в сетях дьявола и повиноваться ему так, как скотина повинуется своему пастуху, ме­шают ему добиться успеха, порождают вражду и ненависть между правовер­ными и отдаляют их от поминания Аллаха и намаза?!! Что вообще может иметь более тяжкие последствия?!!

Принимая это во внимание, Всевышний Аллах запретил благоразум­ным людям совершать эти грехи и предложил им самим отказаться от них. Причина этого в том, что если благоразумный человек задумается над дурны­ми последствиями этих деяний, то он непременно воздержится от них, не до­жидаясь долгих увещеваний и убедительных предостережений.

 Затем Всевышний  заявляет о вредном воз­действии алкоголя и азартных игр на общество, они способству­ют разрыву отношений, вражде и ненависти, разрушают духов­ные ценности, препятствуя исполнению религиозных предписа­ний. В конце аята Аллах требует удержаться от этих деяний: «Прекратите ли вы?» И когда Пророк (Мир ему) закончил цити­ровать эти аяты, сподвижники провозгласили: «О Господи, мы прекратили!»

Эти аяты совершили чудо с верующими. В этот момент неко­торые люди сидели и пили, но, как только услышали ниспосланный аят, вылили остатки вина на землю и разбили большие гли­няные кувшины, в которых бродили другие напитки.

Многие современные правительства во всем мире знают о пагубном влиянии алкоголя на личность, семью и общество, некоторые страны, как Америка, даже пытались запретить алко­голь, но тщетно. Лишь Ислам смог добиться успеха в борьбе с этим злом.

Священники разошлись во мнении, как христианству отно­ситься к вину (хамру). Некоторые исходят из Евангелия, где говорится, что небольшое количество способствует пищеварению. Но даже если это и так, лучше воздержаться от малого, поскольку малое количество ведет к большему, один бокал за другим приводит к алкогольной зависимости.

Позиция Ислама заключается в запрещении алкоголя и все­го, что способствует его потреблению.

Первое, на что обращал внимание Пророк (Мир ему), было не вещество, из которого изготавливается хамр, а его опьяняю­щее воздействие. Все то, что опьяняет, является хамром, незави­симо от того, как его называют и из чего его изготавливают, будь это пиво или любой другой подобный напиток.

У Пророка (Мир ему) однажды спросили о напитках, приго­тавливаемых из меда, пшеницы и ячменя, которые в процессе брожения становятся алкоголем. Посланник Аллаха (Мир ему), наделенный даром красноречия, кратко ответил: «Все опьяняю­щее — хамр, а всякий хамр запретен» (Муслим).

А Умар объявил с минбара (место выступления имама) Про­рока: «Хамр — это то, что затуманивает разум» (Бухари).

То, что опьяняет при употреблении в больших количест­вах, — харам и в малых количествах

Ислам также решительно заявляет, что не имеет значения ко­личество употребляемого хамра, большое или малое. Стоит чело­веку ступить на этот путь, как он скатится вниз и сам того не за­метит.

Вот почему Пророк (Мир ему) сказал: «То, что опьяняет в большом  количестве, запрещено (харам) и в малом» (Ахмед).

И далее: «Если опьяняет полный бурдюк, то его глоток — тоже харам» (Ахмед).

Пророк (Мир ему) не ограничился запретом на употребление хамра, будь то в больших или малых количествах, он также запретил им торговать, даже для немусульман. Мусульманину не разрешается импортировать или экспортировать алкогольные напитки, а также продавать их в своем магазине или работать в таком месте. Говоря об алкоголе, Пророк (Мир ему) проклял десять категорий людей, связанных с хамром: «…производителей и заказчиков, пьющих и таскающих, кому приносят и кто разливает, кто продает и получает прибыль (от хамра), кто покупает и кому покупают...» (Тирмизи).

Когда вышеупомянутый аят из суры «Аль-Маида» был нис­послан, Пророк (Мир ему) сообщил: «Поистине Аллах запретил хамр. И кто услышал этот аят, а у него [есть] что-то из напитков (хамра), пусть не пьет и не продает их». Передавший этот хадис со­общил: «И люди взяли все, что у них было (из хамра), и вылили на улицы Медины»(муслим).

Поскольку целью Ислама является перекрыть все пути, веду­щие к хараму, для мусульманина является также запретным продавать виноград человеку, зная, что он будет делать из него хамр. Хадис гласит:

«Если кто-то, собирая виноград во время уборки, вознамерился продать его иудею, христианину или кому-либо еще (даже если он мусульманин), производящему хамр, тот прыгнет прямо в Ад с от­крытыми глазами» (Табарани).

Так же как мусульманину запрещена продажа алкоголя, и по­лучение от нее прибыли, точно также недопустимо дарить его ко­му-либо, пусть это будет христианин, иудей или любой другой че­ловек. Алкогольные напитки не могут быть получены или пре­поднесены мусульманином в виде подарка, поскольку Ислам яв­ляется благом и мусульманин дарит только благое и не принима­ет ничего, кроме благого.

Пересказывают, что один человек преподнес Пророку (Мир ему) бочонок вина в подарок. Пророк (Мир ему) сказал ему, что Аллах запретил это.

— А можно его продать? — спросил человек.

— Тот, Кто запретил это пить, также запретил это продавать, — ответил Пророк (Мир ему).

— А можно подарить это иудею? — спросил человек.

— Тот, Кто запретил это, также запретил дарить это иудею, — сказал Пророк (Мир ему).

— Тогда что мне делать с ним? - спросил человек.

— Вылей его на землю, - ответил Пророк. (хамиди)

В таком же духе мусульманину наказано воздерживаться от застолий со спиртным. Умар передал, что он слышал, как По­сланник Аллаха (Мир ему) говорил: «Тот кто верит в Аллаха и в Судный День, не сядет за стол, где стоит хамр»(Ахмед).

Мусульманин обязан искоренять увиденное зло, однако если он не в силах этого сделать, то должен отдалиться от того места и тех людей, которые совершают подобное деяние.

Передают, что праведный халиф Умар ибн Аблуль-Азиз нака­зывал плетями пьющих и тех, кто сидел с ними, не притрагиваясь к хамру. Когда однажды халифу донесли о группе выпивавших людей, он приказал выпороть их. Ему сообщили, что среди них был постившийся. Он повелел: «Начинайте с него! Разве вы не слышали, что Аллах сказал:

«Аллах прежде предписал вам в Писании, чтобы вы, внимая знамениям Аллаха, избегали садиться вместе с теми, кто отвергает эти [знамения] и издевается над ними, пока они не заговорят о дру­гом. В противном же случае вы подобны им» (Коран, 4:140).

Всеми своими ясными знамениями Ислам ведет беском­промиссную борьбу с хамром, стремясь отдалить мусульманина от алкоголя, создавая всевозможные препятствия его употреблению и не оставляя даже маленькой щели для его проникновения.

Мусульманину не позволяется принимать алкоголь ни в большом, ни в малом количестве. Ни под каким предлогом, будь то продажа или покупка, подарок или производство. Ему не разрешается продавать его или держать дома, подавать на праздниках и по другим случаям, предлагать гостям из немусульман, а также смешивать с пищей и питьём.

Общее правило исламского шариата гласит, что мусульма­нину запрещено есть или пить все, что может привести к мгновенной или постепенной смерти, например яды или вещества, наносящие вред здоровью. Также запрещено есть или пить в больших количествах то, что в таких количествах приводит к болезни. Поскольку мусульманин не думает только о себе, он часть своей религии и своей уммы, то его жизнь, здоро­вье, имущество и все остальное, что Аллах даровал ему, дано в силу доверия, оказанного ему Господом доверия, которым он не должен пренебрегать.

Всевышний Аллах говорит:

«И не подводите себя к погибели; поистине Аллах к вам милосерден» (Коран, 4:29).

Что касается видов преступлений, наказание за которые не оговорено в Коране или хадисах, мусульманские законодатели могут установить за них те виды наказания, которые они считают целесообразными, например наложение штрафов или тюремное заключение. Такие виды наказания носят название «та'зир» 

Социальные комментарии Cackle