«Когда им (язычникам) говорят: «Придерживайтесь того, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Нет! Мы будем придерживаться того, чему следовали наши предки». А если их предки ничего не понимали и не шли по верному пути?» (Аль-Баркара, 170).
В риваяте, переданном Табери от Ибн Аббаса сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении иудеев. А именно: Посланник Аллаха ﷺ призвал иудеев к Исламу, и предостерег от наказания и мучений от Аллаха, если они не станут мусульманами.
Рафи ибн Хариджа и Малик ибн Ауф из числа иудеев, сказали: «Наоборот, вместо того, к чему ты нас призываешь, мы будем следовать той религии, на которой застали наших отцов. Они были более знающими и более благими чем ты».
И тогда в ответ на эти их слова и был ниспослан аят «Когда им говорят: «Придерживайтесь того, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Нет! Мы будем придерживаться того, чему следовали наши предки». А если их предки ничего не понимали и не шли по верному пути?» (Табери, Джамиуль-Байан, 2/47; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/141).
14 грехов, из-за которых в Судный день Аллах даже не посмотрит на вас
«Поистине, скрывающие то, что ниспослал Аллах в Книге, выручая за это ничтожную цену, наполняют свои желудки одним только огнем. Аллах не станет разговаривать с ними в Судный день и не очистит их (от грязи грехов). И им – болезненное наказание» (Аль-Бакара, 174).
Такие лидеры иудеев, как Ка`б ибнуль-Ашраф, Ка`б ибн Асад, Малик ибнус-Сайф, Хуйвй ибн Ахтаб и Абу Ясир ибн Ахтаб получали выгоду от простых иудеев, брали у них подарки и говорили о том, что пророк Судного дня будет из их числа.
Когда же в противоположность их ожиданиям пророк Судного дня пришел из числа арабов, они испугавшись того, что лишатся своих выгод и привилегий, изменили качества пророка Мухаммада ﷺ описанные в Торе и показывая людям то, что написали собственными руками, стали говорить людям: «Вот качества пророка судного дня. Разве они совпадают с качествами пророка, появившегося в Мекке?».
Обычные люди видя в Торе качества, которые были написаны их алимами, и видя, что пророк Мухаммад ﷺ обладает другими качествами, не последовали за ним. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Поистине, скрывающие то, что ниспослал Аллах в Книге, выручая за это ничтожную цену, наполняют свои желудки одним только огнем» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 37; Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 5/25).
В риваяте, переданном от Икримы сообщается, что у этого аята, а также аята «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания» (Али Имран 3/77) одна и та же причина ниспослания (Табери, Джамиуль-Байан, 2/53).
Мучения в огне ничто, по сравнению с этим наказанием
«Асбабун-Нузуль. Причины Ниспослания Аятов Куръана»
Фото: shutterstock.com