Фото: drazenphoto/elements.envato.com
Цель человека при чтении Корана должно состоять в том, чтобы освободиться от чувства одиночества и тяжести в сердце, избавиться от горестей этого мира. Кроме того, верующий должен читать Коран с желанием стать ближе к Аллаху и узнать, как ему совершать поклонение Всевышнему, каких правил придерживаться и как поступать, служа на пути Аллаха.
Если человек читает Коран таким образом, значит, он сделал Коран для себя руководством и удостоится его шафаата.
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил:
«В Коране нет ни одной буквы и ни одного аята, чтобы какая-нибудь община не действовала согласно им. Коран ниспослан не для того, чтобы его просто читать, изучать и держать на руках. Ближе к Концу света Коран будут читать по-всякому, однако не будут поступать согласно его содержанию. Это одно из знамений Судного дня. Не надо брать в руки Коран лишь для того, чтобы читать его и обучать других. С Кораном нужно действовать и повернуть к нему свое сердце». (Абу Убайда “Федаилуль-Куран”, с. 99; Багави “Шарх ас-Сунна”, 263).
Человек, читающий Коран, должен отличаться от других людей добрым нравом и хорошими делами. Он не должен сердиться на тех, кто сердится на него, и никому не завидовать. Когда у матери правоверных Аиши (да пребудет с нею довольство Аллаха) спросили о нравственности нашего Пророка (мир ему) она ответила: «Нравственностью посланника Аллаха был Коран». (Муслим, Мусафирин, 139).
Те из сахабов, которые постоянно читали Коран, менялись в лице и худели. Когда все смеялись, они плакали. Когда люди радовались, их сердца испытывали горесть. Когда все проявляли гордыню, они оставались смиренными. Когда люди не постились, они соблюдали добровольный пост-уразу. Их узнавали по этим состояниям (Абу Убайда “Федаилюль-Куран”, с. 112).
- Перед тем, как приступить к чтению Корана, нужно принять омовение и почистить зубы, одеть чистую, красивую одежду, расчесать волосы, надушиться благовониями. Затем надо сесть, повернувшись лицом в сторону киблы, не развалившись на подушке, и при этом спина не должна ни на что опираться. Читать в таком положении - один из адабов чтения Корана.
4 вещи, которые ни в коем случае нельзя делать без омовения
- Чтец Корана, независимо от того, стоит он или сидит, должен вести себя степенно, воспитанно, соблюдать правила приличия. Он должен вести себя так, словно сидит перед своим учителем, поджав под себя ноги. Чтение Корана в намазе и в мечети, конечно же, тоже считается добродетелью.
Коран можно читать и без ритуального омовения и лежа в постели. В этом тоже есть саваб, но не настолько, как в тех случаях, которые мы перечислили выше. В аяте сказано:
الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ
«[Они те] которые поминают Аллаха стоя, сидя и [лежа] на боку...» (сура «Али Имран», аят 191)
В «Куние» разъясняется таким образом: «если человек хочет лежа читать Коран, то он должен лежать на боку, а его голова не должна быть укрыта одеялом. Будет приемлемым, если его ноги будут согнуты. Не надо читать Коран, гуляя по улице, попрошайничая, и в нечистых местах».
Почтенный Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто читает в намазе Коран стоя, тот получит сто савабов за каждую букву. Кто читает вне намаза - двадцать пять, а кто читает без омовения, тот получит десять савабов. Ночное чтение Корана ради поклонения обладает большим достоинством, так как сердце в это время более податливо».
Абу Зарр Гифари (да пребудет с ним довольство Аллаха) говорил: «Днем надо совершать побольше земных поклонов, ночью же нужно читать намаз, стоя на ногах».
- Чтение Корана во время ходьбы не является сунной. Было сказано, что Коран можно читать и шагая или занимаясь каким-то делом, если это ему не мешает.
- Если во время чтения Корана человек захочет зевнуть, то он должен прервать чтение. Чтение Корана в таком состоянии является макрухом. Когда человек зевает или находится в расслабленном состоянии после еды, то это приводит к лени и вялости. Поэтому зевота считается свойственной шайтану.
Наш Пророк (мир ему) говорил: «Привычка зевать - от шайтана». (Бухари, Адаб, 125; Муслим, Зухд, 56.)
- Кто начал читать одну суру, тот не должен прерваться, пока не дочитает ее до конца. Когда читаешь или слушаешь Коран, надо вести себя спокойно, не шевелить руками и ногами.
Хишам б. Хисан говорил: «У матери правоверных Аиши (да пребудет с ней довольство Аллаха) спросили: "Некоторые люди начинают кричать, когда слушают Коран. Что Вы на это скажете?" Она ответила: "Коран не забирает у людей разум. Однако те, кто читает и кто слушает, могут быть в таком состоянии, как описал Аллах. В аяте сказано:
الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُمْ ثُمَّ تَلِينُ جُلُودُهُمْ وَقُلُوبُهُمْ إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ“От него дрожат те, кто боится своего Господа. А затем при поминании Аллаха их кожа и сердца смягчаются. Это [Коран] — верное руководство Аллаха, которым Он наставляет, кого пожелает.”». (сура « аз Зумар», 39/23).
- Во время чтения Корана нельзя реветь и причитать, рвать на себе волосы и одежду, причинять вред другим. Благородные сахабы больше всех остальных боялись Аллаха. Но читая Коран, они лишь проливали слезы.
- Если кто-то при чтении Корана будет вынужден с кем-то заговорить, при возобновлении чтения должны произнести “Агузу...” А на время разговора ему нужно закрыть Коран.
Можно ли шутить, используя аяты Корана?
- Нельзя ничего ставить на Коран, поскольку это будет означать пренебрежительное отношение к Корану, а это равносильно неверию.
Безазия пишет, что когда собираешься что-то записать, будет приемлемым класть на Коран перо и бумагу. Некоторые ученые считали такие действия неприемлемыми. Кади говорит: «Это приемлемо, если не содержит дурных намерений». Даже если это произошло непреднамеренно, всего лишь из-за невнимательности, всё равно это является макрухом.
Нельзя также ничего класть на книги, содержащие религиозные знания. Когда кладешь книги друг на друга, надо соблюдать очередность. Книги по морфологии и синтаксису относятся к одной группе, их можно класть друг на друга. На учебники по грамматике можно положить труды по каляму, на них - книги по фикху, на них - сборники хадисов, дуа и проповедей. На них можно класть книги по тафсиру и затем книги по кираату.
Из книги «Исламский путь»