Фото: elements.envato.com. Автор: YuriArcursPeopleimages
Кто не благодарен за милости, тот рискует потерять их. А кто благодарен, тот привязал их крепкой уздой.
Пояснение: Обладатели мудрости были единого мнения о том, что благодарность (шукур) удерживает имеющиеся блага и притягивает те, которых пока нет.
Всевышний Аллах сказал:
«Если вы будете благодарны, Я увеличу вам (блага)» (Ибрахим, 7).
Благодарность (шукур) бывает трех видов:
а) Благодарность, выраженная словами. Всевышний Аллах говорит:
«И о милости твоего Господа – рассказывай!» (Духа, 11).
Когда человек без всякой гордыни рассказывает о дарованных ему Всевышним милостях, то это проявление благодарности.
Пророк ﷺ говорил: «Рассказывать о милостях Аллаха – это благодарность, а не рассказывать – неблагодарность» (Ахмад б. Ханбаль, Муснад, 4/278).
Вахм: как воображение становится завесой между рабом и Господом
б) Благодарность, проявленная в делах. Всевышний Аллах говорит:
«О род Дауда! Делайте (благие дела) в качестве благодарности» (Саба, 13).
Соблюдение повелений и запретов Аллаха является проявлением благодарности. А кто противится, тот значит проявляет неблагодарность.
Расулюллах ﷺ, будучи самым почтенным из сотворенных, не имея никаких грехов, совершал очень много ибадатов, по ночам так долго выстаивал намаз, что у него опухали ноги. Когда у него спросили причину такого поведения, он сказал: «Разве мне не стоит быть благодарным рабом?» (Бухари, Тафсир, 48/2).
в) Благодарность, выраженная сердцем. Осознание того, что все блага – от Аллаха, – это благодарность, выраженная сердцем.
«И все блага, которые вы имеете, – от Аллаха» (Нахль, 53).
Фото: Ислам-тудей
Некоторые алимы говорили, что каждый орган тела по-своему выражает благодарность. К примеру, благодарность ушей – слушать, когда говорят благе слова, и не слушать плохих слов. Благодарность глаз – не смотреть на запретное…
И как итог, когда человек замечает дарованное ему благо, он первым делом должен осознать, что эта милость от Аллаха, а затем без всякой гордыни, без хвастовства поведать о нем другим и из благодарности усилить свое поклонение. В таком случае, Всевышний Аллах сохранит имеющиеся у него блага и преумножит Свои милости. А те блага, за которые не было проявлено благодарности, будут отняты у раба.
«Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Ра’д, 11).
«Это – потому, что Аллах не отменяет благо, которым Он одарил людей, пока они сами не изменят то, что в их душах» (Анфаль, 53).
Из книги «Хикам аль-Атайя»