Не проси богатства

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывает: «Аят

وَمِنْهُم مَّنْ عَاهَدَ اللّهَ لَئِنْ آتَانَا مِن فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ وَلَنَكُونَنَّ مِنَ الصَّالِحِينَفَلَمَّا آتَاهُم مِّن فَضْلِهِ بَخِلُواْ بِهِ وَتَوَلَّواْ وَّهُم مُّعْرِضُونَ

«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением»(ат-Тауба, 9/75-76), был ниспослан в отношении Саляба ибн Хатима аль-Ансари. Саляба день и ночь находился в мечети посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). То есть за исключением времени, которое он проводил с семьей, все свое время он проводил в мечети пророка. И поэтому его прозвали «голубь мечети». От большого количество земных поклонов, его лоб стал похож на колени верблюда.

Спустя какое то время Саляба стал уходить из мечети, сразу же после того как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) завершал утренний намаз, не дожидаясь тасбиха и дуа. Заметив это, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал ему:

- О, Саляба! Что с тобой случилось, что ты, выходя из мечети (не дожидаясь тасбиха и дуа), стал совершать действия мунафиков.

- О, посланник Аллаха! Я очень беден, беднее, чем ты думаешь. У нас всего одна рубашка. Я одеваю эту рубашку и совершаю намаз, а моя жена в это время ждет. Закончив намаз, я снимаю рубашку и отдаю ее своей жене. Затем она совершает намаз. О, посланник Аллаха! Сделай дуа Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство.

- О, Саляба! Горе тебе. Откажись от этого желания, ибо малое имущество за которое ты способен благодарить, лучше, чем богатство, за которое ты не сможешь быть благодарным.

Спустя некоторое время, Саляба вновь повторил свою просьбу. В этот раз посланник Аллаха сказал ему следующее: «Разве ты не хотел бы быть человеком похожим на меня? Клянусь Аллахом, в чье длани моя душа, если бы я захотел, чтобы горы превратившись в золото и серебро, шли следом за мной, это бы обязательно произошло. Однако я твердо знаю, мирская жизнь, является уделом тех, кто лишен ахыра, и только умалишенный человек может обмануться мирской жизнью».

Спустя еще некоторое время Саляба вновь пришел к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, который отправил тебя с истиной, что если ты сделаешь за меня дуа Аллаху, я буду раздавать имущество каждому, кто имеет на это право».

В ответ на настойчивые просьбы Салябы, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сделал следующее дуа: «О, Аллах! Дай Салябе богатство».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) трижды повторил эти слова.

После дуа посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба купил одну овцу. Эта овца расплодилась. Дошло до того, что стаду Салябы стали тесны улицы Медины. Поэтому Саляба отвел стадо в одну долину. Из-за этого он перестал совершать все пять намазов джамаатом. Спустя еще немного времени бараны еще больше размножились и Саляба был вынужден перебраться в еще более отдаленное от Медины место. Теперь он не приходил в мечеть даже на джума-намаз.

Посланник Аллаха спрашивал у сподвижников:

- Где Саляба, я его не вижу?

- О, посланник Аллаха! Его имущество увеличилось и теперь не помещается даже в одной долине. Он размещает его в нескольких долинах. Поэтому был вынужден переехать в отдаленное место.

- Горе Салябе!

Спустя некоторое время был ниспослан аят, содержавший повеление о выплате закята:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاَتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них» (ат-Тауба, 9/103)

После ниспослания аята о закяте, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) назначил для сбора закята двух человек, одного из числа ансаров, а другого из племени Бану Сулейм. Кроме этого он дал с собой письмо, в котором были написаны аяты, говорившие об обязательности закята, а также разъяснения, касающиеся того, с каких видов имущества и в каком количестве следует получать закят.

Эти два человека отправились для сбора закята. Люди, узнав о ниспослании аятов предписывающих выплату закята, подготовили необходимое к выплате количество имущества, и передали его сборщикам. Сборщики закята пришли и к Салябе, сказали ему о необходимости выплаты закята и показали письмо посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Саляба сказал им: «Это всего лишь джизья. Это не что иное, как брат джизьи. Вы идите, а я немного подумаю».

Аллах Всевышний в следующем аяте говорит о поведении таких, как Саляба: «Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (ат-Тауба, 9/76)

Скупиться, означает, что они не выплачивают закят, являющийся правом Аллаха. А отвернуться, означает, что они отвернулись от повиновения Аллаху. В сущности «отворачиваться» является их отличительной особенностью.

Сборщики закята вернулись к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Не успели они ничего сказать, как посланник Аллаха дважды произнес: «Горе Салябе».

В связи с этими событиями был ниспослан вышеуказанный аят. Как только этот аят был ниспослан, Умар (радйаллаху анх) сел на верховое животное и отправился к Салябе. Приехав к нему, он сказал: «О, Саляба! Горе тебе! Аллах Всевышний ниспослал по поводу тебя эти аяты», и прочитал ниспосланные аяты. Услышав это, Саляба тотчас собрал имущество для выплаты закята и отвез посланнику Аллаха. Посланник Аллаха сказал ему: «Аллах запретил мне брать твой закят».

Саляба стал посыпать голову землей. Однако делал он это не потому, что раскаялся в своем двуличии, а потому что стеснялся людей, которые станут говорить «Закят Салябы не был принят».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Непринятие садака – это наказание за сказанные тобой слова «это не что иное, как брат джизьи». Я приказал тебе выплатить закят, а ты его не выплатил».

После смерти посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба принес закят Абу Бакру. Однако Абу Бакр (радыйаллаху анху) не принял его. Когда халифом стал Умар (радыйаллаху анху), Саляба принес закят ему. Умар также не принял его закят. А во времена правления Османа (радыйаллаху анху) Саляба сгинул.

(Рухуль-Байан 3/469)

Назидание

Значит, уход без видимой причины из мечети сразу после намаза, не дожидаясь тасбиха и дуа, является признаком лицемерия. Однако будет полезным знать, что лицемерие бывает двух видов.

Первое – это лицемерие в вопросах веры. То есть, не веря в сердце, стараться казаться верующим, заявляя о приверженности к Исламу. Наказанием за это являются вечные мучения в аду, в самом нижнем его уровне.

Второе – это лицемерие в действиях. Например, лгать или не держать данное слово.

Настырные просьбы, о чем либо, являются неправильным поступком. Так как Аллах Всевышний сказал в Коране:

وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ 

«Быть может вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (аль-Бакара, 2/216)

Поэтому нужно просить того, что является благом. То есть, следует говорить: «О, мой Господь! Даруй мне это, если это является благом для меня».

Отдаление от Ислама не происходит в один миг. Поэтому не следует говорить: «Если я не сделаю этот мустахаб ничего не случится; или ничего не произойдет если я оставлю это».

Как мы видели, Саляба сначала перестал совершать с джамаатом утренний, вечерний и ночной намазы, приходя в мечеть только на полуденный и послеполуденный намазы. Затем он перестал вообще приходить в мечеть на коллективный намаз, приходя лишь в пятницу. И в конце концов он полностью оставил джамаат.

Существует известная фраза: «Малое приводит к большому».

Человек должен с радостью и с любовью исполнять повеления Аллаха. Как мы видели, другие люди, которые были обязаны выплатить закят, подготовили свой закят еще до прихода сборщиков, вышли им на встречу и передали им закят.

Тот человек, для которого выплата закята стала обязательной, должен благодарить Аллаха за то, что смог выплатит закят и что не стал таким как Саляба. Кроме того необходимо просить Аллаха о том, чтобы это состояние сохранялось до конца жизни. Разве есть тот, кто может поручиться за свой завтрашний день?

Если наш брат – мусульманин совершил ошибку, мы должны поступить так, как поступил Умар (радыйаллаху анху), то есть наилучшим образом предупредить нашего брата.

Человек, не выполнивший какое-либо повеление, как минимум должен признавать его повелением Аллаха, и приложить все усилия к его выполнению в будущем. Так как не выполнение повеления – это проступок, а возражение повелению – это еще больший проступок.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle