Что будет с теми, кто насмехается над религией?

وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ قُلْ أَبِاللّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِؤُونَ (65) لاَ تَعْتَذِرُواْ قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ إِن نَّعْفُ عَن طَآئِفَةٍ مِّنكُمْ نُعَذِّبْ طَآئِفَةً بِأَنَّهُمْ كَانُواْ مُجْرِمِينَ (66)

«Если ты их спросишь (об их насмешках), они обязательно ответят (оправдываясь): «Мы просто говорили (что попало) и забавлялись (чтобы скоротать время, то есть, не говорили всего этого всерьез)». Скажи (им): «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не оправдывайтесь! Вы стали неверующими после того, как уверовали». Кого-то из вас мы простим (из-за искренности их покаяния, таких как Джахш ибн Хумейр), а кого-то накажем за то, что они стали преступниками» (Ат-Тауба, 65-66).

Эти аяты относятся к числу аятов, ниспосланных во время похода на Табук.

Зейд ибн Аслям и Мухаммад ибн Вехб рассказывали: «Во время похода на Табук один из мунафиков сказал: «Я не видел людей, которые были бы столь же склонны к чревоугодию и лжи, а перед лицом врага были столь же трусливы, как эти наши чтецы», подразумевая посланника Аллаха (с.а.с.).

Один из сахабов по имени Ауф ибн Малик сказал ему: «Ты лжешь. Ты всего лишь лицемер, но я непременно сообщу посланнику Аллаха (с.а.с.) о том, что ты говорил».

Придя же к посланнику Аллаха (с.а.с.), он увидел, что Коран уже сообщил ему об этом. Посланник Аллаха (с.а.с.) велел позвать к себе того человека.

Когда тот лицемер пришел, посланник Аллаха (с.а.с.) уже сидел на верблюде. Лицемер сказал: «О, посланник Аллаха! Мы всего лишь шутим и развлекаемся, чтобы скоротать время в пути, поэтому и сказали те слова, о которых тебе сообщили» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 174].

Кто в исламе считается лицемером?
В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Лицемер обладает тремя признаками:
27.04.2016
11497

Катада также рассказывал, что данный аят был ниспослан во время похода на Табук, когда один из мунафиков осмелился насмехаться над посланником Аллаха (с.а.с.) и армией мусульман.

В этом риваяте говорится: «Когда посланник Аллаха (с.а.с.) двигался к Табуку, впереди двигалась группа мунафиков. Один из них сказал: «Этот человек полагает, что сможет завоевать крепости и дворцы Шама. Поистине, это нечто удивительное».

Аллах Всевышний известил Своего посланника об этих словах. Посланник Аллаха (с.а.с.) подъехал к этим людям и сказал им: «Вы говорили то-то и то-то. Не так ли?».

Они ответили: «О, посланник Аллаха! Мы говорили что попало и шутили». И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 174].

Эту же историю рассказывал Абу Салих, передавая ее от Ибн Аббаса. Абу Салих говорил, что во время возвращения из похода на Табук Аль-Джадд ибн Кайс, Вадиа ибн Хизам и Аль-Джухайр ибн Хумейр ехали впереди посланника Аллаха (с.а.с.) и разговаривали.

Актуально! Читайте также: В каких случаях шутка может считаться признаком лицемерия?

Двое из них стали насмехаться над посланником Аллаха (с.а.с.), а третий ничего не говорил, а только смеялся. В это время явился Джибриль и сообщил посланнику Аллаха (с.а.с.), что они издеваются и смеются над ним.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал Аммару ибн Ясиру: «Поди и спроси у них, над чем они смеются, а затем скажи им: «Аллах сжег вас».

Аммар подъехал к ним и спросил у них, над чем они смеются, а затем, когда он сказал им: «Аллах сжег вас», они поняли, что в отношении них было ниспослано откровение, пришли к посланнику Аллаха (с.а.с.) и стали просить прощения.

Джухайр сказал: «Клянусь Аллахом, я ничего не говорил, а только смеялся, удивляясь их словам». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Не оправдывайтесь! Вы стали неверующими после того, как уверовали» (сообщается, что эта часть аята была ниспослана в отношении Аль-Джадда ибн Кайса и Вадиа ибн Хизама). Кого-то из вас мы простим (так же сообщается, что эта часть аята была ниспослана в отношении Джухейра ибн Хумейр), а кого-то накажем за то, что они стали преступниками (а эта, заключительная часть аята так же была ниспослана в отношении Аль-Джадда ибн Кайса и Вадиа ибн Хизама)» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/464].

В риваяте, переданном от Ибн Умара, сообщается, что мунафиком, который насмехался над посланником Аллаха (с.а.с.), был Абдуллах ибн Убайй.

Также в этом риваяте в качестве дополнения сообщается, что Абдуллах ибн Убайй шел впереди посланника Аллаха (с.а.с.), спотыкаясь о камни и говоря: «О, посланник Аллаха! Мы всего лишь погружались в разговоры и развлекались».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Разве не над Аллахом, Его аятами и Его посланником вы насмехались?» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 174-175].

Однако если эта история произошла во время похода на Табук, то Абдуллах ибн Убайй никак не может быть этим человеком. Абдуллах ибн Убайй не принимал участия в походе на Табук, о чем ранее уже говорилось в других риваятах.

Поэтому скорее всего этого мунафика звали Вадиа ибн Самит. Или же эта история произошла во время похода на Бану Мусталик.

«Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал»
В Коране и сунне Пророка ﷺ приводится множество сообщений о том, как мусульмане должны поддерживать свои братские отношения, и о том, чего они должны избегать, чтобы не уничтожить свою дружбу...
18.03.2021
2430

Ибн Исхак говорил, что этого мунафика звали Вадиа ибн Самит, и он был из рода Амр ибн Ауф [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/112].

Также одним из тех, кто во время этого похода предавался подобным развлечениям и шуткам, был Махши ибн Хамеййир аль-Ашджаи из племени Бану Саляма.

Однако во втором аяте говорится: «Кого-то из вас мы простим...», как и указывалось в этом аяте, впоследствии этот человек покаялся и попросил посланника Аллаха (с.а.с.) поменять ему имя (в одном из риваятов говорится, что он попросил поменять свое имя и имя отца), и посланник Аллаха (с.а.с.) дал ему имя Абдуллах ибн Абдуррахман.

Он очень хотел пасть шахидом на пути Аллаха, и в битве при Ймаме его желание осуществилось, и он пал шахидом [Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 5/126; Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/131].

Это интересно! Читайте также: Покорные верующие: кто будет их спутниками в Ахирате?

Социальные комментарии Cackle