«И cреди людей есть тот, кто поклоняется Аллаху, [как будто] стоя на краю пропасти [балансируя на грани между верой и неверием]. Если ему хорошо [он здоров и обеспечен], то он чувствует себя уверенно. Но если его постигает испытание [болезнь, бедность и т.д], то он возвращается назад [к неверию]. Он проиграет как в этом мире, так и вечности [из-за своего неверия]. Это [будет] явный ущерб!» (аль-Хадж, 11).
Относительно аята: «И cреди людей есть тот, кто поклоняется Аллаху, [как будто] стоя на краю пропасти [балансируя на грани между верой и неверием]…» Ибн ‘Аббас радыяллаху ‘анху передает: «Человек (не являющийся жителем Медины) приходит в Лучезарную Медину (становится мусульманином), и если после этого его жена родит мальчика или лошадь ожеребится, то он говорит: «Оказывается, это правильное верование». Но если его жена не родит, у кобылы не появится жеребенок, то он скажет: «Очевидно, это плохое верование» (Имам аль-Бухари, Тафсир аль-Куръан, 22/2).
«Среди людей есть те, кто следует за каждым восставшим шайтаном»
Хотя в этом приведенном у имама аль-Бухари сообщении прямо и не указывается, что это событие стало причиной ниспослания этого аята, но сама манера изложения хадиса позволяет сделать такой вывод. Это подтверждается и другими похожими риваятами, дошедшими от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху.
К примеру, сообщение Ибн Абу Хатима, переданное от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, таково: «Некоторые люди из бедуинов приходили к Пророку ﷺ и становились мусульманами. Если по возвращении в свои земли год оказывался изобильным: с дождями, если у животных бывал хороший приплод, то они говорили: «Какая же святая эта наша вера!», и крепко хватались за нее. Но если их ждала засуха, плохой приплод и год общей нужды, то они говорили: «В этой нашей религии нет ничего благого».
В ответ на это Всевышний Аллах ниспослал Своему Пророку аяты: «И cреди людей есть тот, кто поклоняется Аллаху, [как будто] стоя на краю пропасти [балансируя на грани между верой и неверием]…» (Имам ат-Табари, внп, XVII, 94; Ибн Касир, внп, V, 396).
В риваяте, переданном Атией от Абу Са‘ида аль-Худри радыяллаху ‘анху, повествуется следующее: «Один иудей стал мусульманином, и после этого он ослеп, потерял свое добро, и к тому же у него умер сын. Посчитав, что ислам принес ему одни несчастья, он пришел к Пророку ﷺ и сказал: «Расторгни наши договоренности, отмени мое мусульманство». Пророк ﷺ ответил: «Ислам нельзя отменить».
Тот продолжал: «В этой своей вере я не обрел ничего хорошего; из-за нее я потерял зрение, имущество и своего ребенка». Пророк ﷺ сказал: «Эй, иудей! Ислам избавляет людей от грязи, как огонь очищает от грязи железо, серебро и золото». И затем он прочел этот аят (Вахиди, внп, стр. 216).
Согласно другому риваяту, дошедшему от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, также говорилось, что в аяте речь идет о Шейбе ибн Раби‘а. В доисламский период он придерживался близких к исламу взглядов. Но после того, как Мухаммад ﷺ стал пророком, Шейба ибн Раби‘а отрекся от единобожия (Алуси, внп, XVII, 124).
Фото: elements.envato.com/ru